Ник:
Пароль:

Пользователи


Добро пожаловать,
Гость

Регистрация или вход Регистрация или вход
Потеряли пароль? Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:

Пользователей Пользователей: 0
Поисковых ботов Поисковых ботов: 1
Гостей Гостей: 2

Обновить Подробнее Всего Всего: 3

Опросы

В Каком Крымском городе Вы хотели бы побывать?

Севастополь
Балаклава
Ялта
Керчь
Евпатория
Судак
Симферополь
Феодосия
Саки
Форос
Алушта
Алупка


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 23
Комментарии: 2

Добавить проект

global ; echo (2); ?>

Новости



Новости > Военная техника и технологии

ПОДЗЕМНЫЙ ЗАВОД ПО РЕМОНТУ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 825 объект

5
Разместил: Бармалей Дата: 13.12.2010 Прочитано: 20980
Военная техника и технологии

 

Балаклавские тайны

Привожу здесь рассказ Дмитрия Киселева о брошеной базе подводных лодок в Балаклаве. Я был в Балаклаве в 1996г., но входа в базу на фоне прочих развалин и ржавого железа не увидел :-( . Да я тогда о ней и не знал...
Когда говорят: "человек пришел домой", обычно подразумевают нечто с крышей, окнами и дверью. Произнося то же самое применительно к кораблю,  представляют гавань, стенку, кнехты и швартовы. Но есть в Севастополе объект, когда-то предназначенный быть домом для подлодок. Домом в буквальном смысле. С крышей и дверями - такими, чтобы лодка могла войти и выйти своим ходом, а внутри дома - пережить ракетный дождик и ядерную зиму в компании еще нескольких субмарин, окруженных заботой командиров и ремонтников.
Если вы бывали в Балаклаве, то наверняка обращали внимание на огромные проемы, зияющие на уровне воды на западном берегу бухты.
Раньше ярко окрашенные буйки боновых заграждений у этих рукотворных пещер порой отводили в сторону, и тогда во чрево горы входила (либо выходила оттуда) одна из боевых субмарин Черноморского флота. Затем за лодкой снова смыкались боны, перекрывая путь в тоннели не только заплутавшим рыбацким моторкам, но и гипотетическим пловцам-диверсантам.
Если посмотреть на карту Балаклавы, заметно, что тоннель, угадываемый по порталам, "отсекает" от остального "континента" целый мыс, образуя как бы охранное полукольцо, по образцу "минных ходов" времен первой обороны Севастополя.
Недаром именно в толще этого мыса в послевоенные годы было сооружено хранилище ядерных боеприпасов. Если пройти по набережной от портала до портала, можно заметить несколько зарешеченных, закрытых и запертых ходов, ведущих туда, в святая святых Сверхдержавы, а ныне частью в бесхозные трущобы, а другой частью - в частные владения. Если быть точным - во владения Севастопольского морского торгового порта.
Когда-то здесь был другой порт. Военный. В два-три корпуса стояли у стенок подводные лодки, готовые выйти в море на боевое дежурство или по другим делам государственной важности. Помимо порталов тоннелей, выводящих к арсеналам, под землей располагались ремонтные мастерские и даже сухой док. Десятки станков, тысячи готовых запчастей, подъемные краны - там было все, что необходимо для быстрого возвращения в строй подводного корабля.
Теперь о былом великолепии напоминают лишь единственная украинская подлодка "Запорожье" и облезлая надпись "Счастливого плавания!" на том, что когда-то было, вероятно, казармой.
Наличие посторонних больше не беспокоит военных, и ворота всегда открыты. Оно и понятно: единого хозяина у этого берега больше нет. На полуразвалившихся и полностью разграбленных остовах зданий красуются многочисленные предостерегающие надписи "Собственность Погранвойск Украины" и "Дембель неизбежен!" Несколько лучше сохранились наземная трансформаторная подстанция и то, что находится за забором Торгового порта. До тоннелей же дела никому давно уже нет.
Когда россияне эвакуировались из Балаклавы, демонтаж продолжили местные жители и просто хваткие хозяйственники. Отвинчивали все, что отвинчивалось; снимали все, что снималось; вывозили все, что можно было вывезти.
Успеху вывоза особенно благоприятствовал тот факт, что в самое сердце горы, в завод, расположенный в глубине главного тоннеля, можно было без особых проблем въехать не просто на машине, а даже на небольшом подъемном кране. Именно поэтому в цехах подземного завода, некогда способного в кратчайшие сроки полностью вылечить искалеченную в боях субмарину, на сегодня остался один-единственный станок
(бывший, вероятно, сверлильным), который все равно больше не заработает, так как силовые кабели вырезаны до последнего метра, а медные детали сданы на металлолом.
Относительно мало пострадали фильтровентиляционные камеры и туалеты: первые из-за того, что редкий обыватель представляет, для чего в хозяйстве можно приспособить стационарный воздушный фильтр; а сантехника в объекте, как и в прочих нормальных бомбоубежищах,
отличалась простотой и прочностью, но отнюдь не престижностью и комфортом.
А более всего впечатляет южный батопорт. От старости или под действием неведомых сил он распался на две половины, одна из которых упала в канал, перегородив его. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какой огромной работой была сама сборка створки этого батопорта:
сколько стальных листов требовалось сварить и обшить... А теперь этот труд пропал, и местные дети развлекаются, бросая железные гайки в канал.
В штольню детям ходить небезопасно. Равно как и взрослым. В тоннелях разинули жадные пасти канализационные люки, лестницы лишены перил, а мостки над водой канала местами просто обрушены. В бывших цехах бывшего завода под ногами торчат и валяются многочисленные металлические детали, не заинтересовавшие кладоискателей, но вполне способные покалечить неосторожного "сталкера". Единственное, что вам здесь не угрожает, - так это электрический ток: как я уже упоминал, от проводки осталось лишь воспоминание.
Встречаются там и хищники. Двуногие, естественно. Конечно, с кем угодно можно договориться, но лучше говорить, чувствуя за собой силу.
Если вы таковой не ощущаете - оставайтесь снаружи, ибо в тоннелях нет берегущей вас милиции, а в канализационных колодцах хватит места еще для многих тел.
Короче, прогулка по этому некогда благоустроенному подземелью ныне по опасности вполне сравнима со спелеотуризмом.
Впрочем, ортодоксальные спелеологи рукотворные подземелья не уважают. Считают, что нет в них красоты - ни в бомбоубежищах, ни в шахтах, ни в прочих погребах и канализационных коллекторах. В чем-то они, конечно, правы.
Но все-таки сходите в эту штольню - если, конечно, подберете надежных друзей с крепкими руками, выносливыми ногами, зоркими глазами и мощными фонарями. Навестите Ее, пока Она не рухнула. Ощутите размах былой Державы и ее Военной Машины.
Когда я собирал материалы по Подземному Севастополю, мне посчастливилось встретить человека, лелеющего идею создания в этих тоннелях музейно-туристического комплекса, включающего музей противоатомной защиты, музей-подлодку, музей вооружения и технических средств ВМФ и многое другое. Проект - уникальный, не имеющий аналогов в мире. Естественно, дорогостоящий. Но - реальный.

Смотрите также связанные новости

18.07.2016 - В Севастополь после учений вернулся новейший фрегат ЧФ "Адмирал Григорович"
13.07.2016 - В Севастополе отметили 200-летие Херсонесского маяка
13.07.2016 - В России разработали уникальный двигатель
03.04.2016 - Уран-9
05.03.2016 - В Крыму запретили проводить фестивали «КаZантип» и Befooz
04.03.2016 - Севастополь 1914 года
02.03.2016 - Чудесный Крым
19.02.2016 - США модернезируют противокорабельные ракеты
16.02.2016 - Пушкинский музей в Гурзуфе
16.02.2016 - Физики нашли "металл", электроны в котором ведут себя как вода
16.02.2016 - Как в одиночку построить космический корабль
15.02.2016 - В России для работы в космосе создадут робота-аватара
07.02.2016 - Во Франции построят дорогу из солнечных панелей
15.01.2016 - Три великие фальшивки в истории
13.01.2016 - Зимний Севастополь образца 1916 года
21.12.2015 - Российские ученые разработали нейроинтерфейс для управления квадрокоптером
28.11.2015 - В Перу нашли древние захоронения предшественников инков
26.11.2015 - Минобороны опубликовало видео с ЗРК С-400 и крейсером "Москва"
25.11.2015 - Ростуризм рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Турцию
16.11.2015 - Производство чипов для космоса


Гость (Гость)
Комментарий: 1
Гость (Гость)

Летом отдыхал в Севастополе и катались специально в Балаклаву, чтоб побывать на этом легендарном заводе по ремонту подводных кораблей. Хочу сказать, что летом на улице жара неимоверная градусов 34-36, а внутри подземелья холодно. Максимум градусов 25.

Очень понравилась экскурсия. Цены там правда немаленькие, но оно того стоит. Всем советую, кто будет отдыхать в Севастополе или Балаклаве посетить этот музей. Уверяю вас - получите уйму впечатлений.

 

Спуститься к концу Подняться к началу


Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Нет содержания для этого блока!