Новости
|
ПОДЗЕМНЫЙ ЗАВОД ПО РЕМОНТУ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 825 объект
Черная дыра Балаклавы
Тень холодной войны упала на землю 5 марта 1946 года, после исторической
речи старика Уинстона Черчилля. "Коммунистические партии, - заявил в
Фултоне этот вечно пьяный англичанин, - всюду представляют собой угрозу
христианской цивилизации". И началась безумная гонка вооружений. НАТО и
Варшавский Договор, войны в Корее, Вьетнаме и Афганистане, Че Гевара,
Фидель Кастро и кубинская революция, Берлинская стена, Карибский кризис,
Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры,
убежища и заводы...
Проект Иосифа Сталина
Среди многих и многих городов и городков, попавших в эту зловещую тень,
оказалась и Балаклава. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично
рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в
Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по
ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке
появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены,
работа. Что правда, вставший после смерти Хозяина у руля СССР Никита
Хрущев отнесся к проекту куда сдержаннее. Осмотрев в 1961 году уже почти
готовое сооружение собственными глазами, он махнул рукой и бросил: "Надо
отдать все это виноделам!"
Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный
подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в
строй под кодовым наименованием "Объект 825 ГТС". О масштабах этого
сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в
его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и
несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его
строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825"
мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой
док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод
со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не
только в надводном, но и в подводном положении.
Солнце стало выглядывать из-за холодных нейтронных туч в 1989-м, чуть не
через полвека после фултонской речи сэра Черчилля. В феврале того года
советские войска вышли из Афганистана, а в ноябре рухнула Берлинская
стена. Холодная война завершилась. Еще через два года скончался "Союз
нерушимый республик свободных", и демократическая Россия принялась
делить Черноморский флот с незалежной Украиной. Кстати говоря, Балаклава
тоже имела некоторое отношение к краху, наверное, самой великой империи
ХХ века. В балаклавской гавани, совсем рядом с "объектом 825",
базировались быстроходные яхты генеральных секретарей ЦК и
председателей советского правительства. Во время августовского путча 1991
года правительственная яхта "Крым" вдруг срочно покинула бухту и на всех
парах двинулась к месту заточения Михал Сергеича. Зачем, история пока
умалчивает.
Балаклавская труба
Уникальный балаклавский подземно-подводный комплекс по инерции
продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под
прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база
подлодок перешла вместе с Балаклавой под юрисдикцию Незалежной и
"утратила военное значение". Тем более, что и у ЧФ, и особенно у ВМСУ
субмарин нынче осталось не густо.
Некоторое время когда-то суперсекретный объект еще охранялся, а городские
власти Севастополя вроде как лелеяли мечту то ли организовать в его чреве
казино, то ли выращивать там шампиньоны, но потом, в 1995 году, якобы
из-за проблем с финансированием охрану сняли, и...
Вообще, официально самостоятельное посещение подземного комплекса
сегодня категорически запрещено ввиду того, что объект находится в
аварийном состоянии. Однако нас это обстоятельство, конечно, остановить не
могло, равно как не останавливает оно и всех остальных. На самом деле
попасть в недра "объекта 825" может любой желающий. У его черной
зияющей пасти зевак-туристов поджидают двенадцати-тринадцатилетние
"сталкеры" с карманными фонариками. За почти символическую плату они
проведут вас по подземным коридорам и расскажут пару-тройку местных
легенд-страшилок.
Жители Балаклавы называют это место "трубой" или "черной дырой". В
"трубе" действительно очень темно, очень сыро и очень уныло. За семь лет
уникальный памятник холодной войны разграблен дотла. Тяжеленные
противоатомные двери сданы в металлолом мародерами. Туда же ушли
чугунные крышки люков, отчего темные подземные коридоры превратились в
опасные для жизни тропы с многочисленными ловушками, в которых уже не
один незадачливый турист сломал себе ноги. И как-то верится в то, что охрана
была снята с объекта именно из финансовых соображений, благо всем
известно, сколь выгоден металлоломный бизнес. Кстати, несмотря на семь
лет беспримерного грабежа, в штольне и поныне еще есть чем поживиться
мародерам, так что охрану в ближайшее время тут вряд ли восстановят.
Кроме того, кое-где на стенах удивительно хорошо сохранились инструкции
для моряков. "Военнослужащий должен твердо знать и соблюдать правила
обращения с оружием и боеприпасами, - читаем на одной стене. -
Несоблюдение этих правил может повлечь за собой несчастные случаи и
аварии. Поспешность при работе с оружием и боеприпасом недопустимы".
На других стенах можно обнаружить схемы устройства боевой торпеды или
правила подготовки торпеды к выстрелу. А вот классика военной пропаганды,
знакомая каждому, кто служил в Советской Армии или Военно-Морском
Флоте. "Наш лозунг должен быть один: учиться военному делу настоящим
образом!" И скромная подпись: В.И.Ленин.
Mузей холодной войны
И в нынешнем, разграбленном и искореженном, виде подземно-подводный
балаклавский комплекс производит на туристов, если они возвращаются из
его недр целыми и невредимыми, сильное впечатление.
- Что делать дальше с черной балаклавской дырой? - над этим вопросом стоит
поломать голову. В свое время в нее ушли миллионы и миллионы долларов.
Сейчас подземный комплекс можно либо оставить на дальнейшее
разграбление, либо попытаться использовать и вернуть хотя бы часть некогда
вложенных средств.
В последнее время группа энтузиастов муссирует идею создания в
балаклавской штольне музея холодной войны.
- Только на проходку этой штольни длиной в восемьсот метров было
затрачено 69 миллионов советских рублей, - говорит один из авторов идеи,
бывший подводник, председатель севастопольского "Морского собрания"
Владимир Стефановский. - Получается, сейчас они просто зарыты в землю.
Когда мы говорим о пенсиях, о зарплате, многие с тоской смотрят туда, на эту
дыру в балаклавской горе.
- Экспонатами будущего музея холодной войны, - считает Стефановский, -
могли бы стать атомные торпеды, мины, химическое оружие, другие виды
вооружения, применявшиеся в годы противостояния двух сверхдержав. В док
можно было бы загнать подводную лодку, а стены украсить, ну, например,
портретами членов советского Политбюро.
Говорят, что на этом, как сейчас выражаются, конверсионном объекте уже
побывали торговые атташе из сорока трех стран мира. Смотрели, удивлялись,
прикидывали, что к чему. Однако инвестировать в черную дыру деньги пока
что никто не собирается. Да и соберется ли?
На одной из стен пребывающего ныне в аварийном состоянии грандиозного
подземно-подводного комплекса сохранилась поучительная, советских
времен, надпись: "Нет аварийности оправданной и неизбежной, аварийность
и условия ее возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью".
|
Смотрите также связанные новости
|
||||||||||