Ник:
Пароль:

Пользователи


Добро пожаловать,
Гость

Регистрация или вход Регистрация или вход
Потеряли пароль? Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:

Пользователей Пользователей: 0
Поисковых ботов Поисковых ботов: 3
Гостей Гостей: 5

Обновить Подробнее Всего Всего: 8

Опросы

Сколько Вы можете не курить?

Менее часа. Больше не продержусь и закурю!
До двух часов
3-4 часа
4-5 часов
Сутки
До недели
Неиспытываю неудобств, когда не курю


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 168
Комментарии: 1

Добавить проект

global ; echo (2); ?>

Новости



Новости > Военная техника и технологии

ПОДЗЕМНЫЙ ЗАВОД ПО РЕМОНТУ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 825 объект

5
Разместил: Бармалей Дата: 13.12.2010 Прочитано: 20983
Военная техника и технологии

  Черная дыра Балаклавы

 

Тень холодной войны упала на землю 5 марта 1946 года, после исторической
речи старика Уинстона Черчилля. "Коммунистические партии, - заявил в
Фултоне этот вечно пьяный англичанин, - всюду представляют собой угрозу
христианской цивилизации". И началась безумная гонка вооружений. НАТО и
Варшавский Договор, войны в Корее, Вьетнаме и Афганистане, Че Гевара,
Фидель Кастро и кубинская революция, Берлинская стена, Карибский кризис,
Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры,
убежища и заводы... 

 

Проект Иосифа Сталина 

Среди многих и многих городов и городков, попавших в эту зловещую тень,
оказалась и Балаклава. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично
рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в
Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по
ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке
появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены,
работа. Что правда, вставший после смерти Хозяина у руля СССР Никита
Хрущев отнесся к проекту куда сдержаннее. Осмотрев в 1961 году уже почти
готовое сооружение собственными глазами, он махнул рукой и бросил: "Надо
отдать все это виноделам!" 

Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный
подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в
строй под кодовым наименованием "Объект 825 ГТС". О масштабах этого
сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в
его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и
несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его
строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825"
мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой
док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод
со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не
только в надводном, но и в подводном положении. 

Солнце стало выглядывать из-за холодных нейтронных туч в 1989-м, чуть не
через полвека после фултонской речи сэра Черчилля. В феврале того года
советские войска вышли из Афганистана, а в ноябре рухнула Берлинская
стена. Холодная война завершилась. Еще через два года скончался "Союз
нерушимый республик свободных", и демократическая Россия принялась
делить Черноморский флот с незалежной Украиной. Кстати говоря, Балаклава
тоже имела некоторое отношение к краху, наверное, самой великой империи
ХХ века. В балаклавской гавани, совсем рядом с "объектом 825",
базировались быстроходные яхты генеральных секретарей ЦК и
председателей советского правительства. Во время августовского путча 1991
года правительственная яхта "Крым" вдруг срочно покинула бухту и на всех
парах двинулась к месту заточения Михал Сергеича. Зачем, история пока
умалчивает. 

 

Балаклавская труба 

Уникальный балаклавский подземно-подводный комплекс по инерции
продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под
прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база
подлодок перешла вместе с Балаклавой под юрисдикцию Незалежной и
"утратила военное значение". Тем более, что и у ЧФ, и особенно у ВМСУ
субмарин нынче осталось не густо. 

Некоторое время когда-то суперсекретный объект еще охранялся, а городские
власти Севастополя вроде как лелеяли мечту то ли организовать в его чреве
казино, то ли выращивать там шампиньоны, но потом, в 1995 году, якобы
из-за проблем с финансированием охрану сняли, и... 

Вообще, официально самостоятельное посещение подземного комплекса
сегодня категорически запрещено ввиду того, что объект находится в
аварийном состоянии. Однако нас это обстоятельство, конечно, остановить не
могло, равно как не останавливает оно и всех остальных. На самом деле
попасть в недра "объекта 825" может любой желающий. У его черной
зияющей пасти зевак-туристов поджидают двенадцати-тринадцатилетние
"сталкеры" с карманными фонариками. За почти символическую плату они
проведут вас по подземным коридорам и расскажут пару-тройку местных
легенд-страшилок. 

Жители Балаклавы называют это место "трубой" или "черной дырой". В
"трубе" действительно очень темно, очень сыро и очень уныло. За семь лет
уникальный памятник холодной войны разграблен дотла. Тяжеленные
противоатомные двери сданы в металлолом мародерами. Туда же ушли
чугунные крышки люков, отчего темные подземные коридоры превратились в
опасные для жизни тропы с многочисленными ловушками, в которых уже не
один незадачливый турист сломал себе ноги. И как-то верится в то, что охрана
была снята с объекта именно из финансовых соображений, благо всем
известно, сколь выгоден металлоломный бизнес. Кстати, несмотря на семь
лет беспримерного грабежа, в штольне и поныне еще есть чем поживиться
мародерам, так что охрану в ближайшее время тут вряд ли восстановят. 

Кроме того, кое-где на стенах удивительно хорошо сохранились инструкции
для моряков. "Военнослужащий должен твердо знать и соблюдать правила
обращения с оружием и боеприпасами, - читаем на одной стене. -
Несоблюдение этих правил может повлечь за собой несчастные случаи и
аварии. Поспешность при работе с оружием и боеприпасом недопустимы". 

На других стенах можно обнаружить схемы устройства боевой торпеды или
правила подготовки торпеды к выстрелу. А вот классика военной пропаганды,
знакомая каждому, кто служил в Советской Армии или Военно-Морском
Флоте. "Наш лозунг должен быть один: учиться военному делу настоящим
образом!" И скромная подпись: В.И.Ленин. 

Mузей холодной войны 

И в нынешнем, разграбленном и искореженном, виде подземно-подводный
балаклавский комплекс производит на туристов, если они возвращаются из
его недр целыми и невредимыми, сильное впечатление. 

- Что делать дальше с черной балаклавской дырой? - над этим вопросом стоит
поломать голову. В свое время в нее ушли миллионы и миллионы долларов.
Сейчас подземный комплекс можно либо оставить на дальнейшее
разграбление, либо попытаться использовать и вернуть хотя бы часть некогда
вложенных средств. 

В последнее время группа энтузиастов муссирует идею создания в
балаклавской штольне музея холодной войны. 

- Только на проходку этой штольни длиной в восемьсот метров было
затрачено 69 миллионов советских рублей, - говорит один из авторов идеи,
бывший подводник, председатель севастопольского "Морского собрания"
Владимир Стефановский. - Получается, сейчас они просто зарыты в землю.
Когда мы говорим о пенсиях, о зарплате, многие с тоской смотрят туда, на эту
дыру в балаклавской горе. 

- Экспонатами будущего музея холодной войны, - считает Стефановский, -
могли бы стать атомные торпеды, мины, химическое оружие, другие виды
вооружения, применявшиеся в годы противостояния двух сверхдержав. В док
можно было бы загнать подводную лодку, а стены украсить, ну, например,
портретами членов советского Политбюро. 

Говорят, что на этом, как сейчас выражаются, конверсионном объекте уже
побывали торговые атташе из сорока трех стран мира. Смотрели, удивлялись,
прикидывали, что к чему. Однако инвестировать в черную дыру деньги пока
что никто не собирается. Да и соберется ли? 

На одной из стен пребывающего ныне в аварийном состоянии грандиозного
подземно-подводного комплекса сохранилась поучительная, советских
времен, надпись: "Нет аварийности оправданной и неизбежной, аварийность
 и условия ее возникновения создают люди своей безответственностью и  безграмотностью".


Смотрите также связанные новости

18.07.2016 - В Севастополь после учений вернулся новейший фрегат ЧФ "Адмирал Григорович"
13.07.2016 - В Севастополе отметили 200-летие Херсонесского маяка
13.07.2016 - В России разработали уникальный двигатель
03.04.2016 - Уран-9
05.03.2016 - В Крыму запретили проводить фестивали «КаZантип» и Befooz
04.03.2016 - Севастополь 1914 года
02.03.2016 - Чудесный Крым
19.02.2016 - США модернезируют противокорабельные ракеты
16.02.2016 - Пушкинский музей в Гурзуфе
16.02.2016 - Физики нашли "металл", электроны в котором ведут себя как вода
16.02.2016 - Как в одиночку построить космический корабль
15.02.2016 - В России для работы в космосе создадут робота-аватара
07.02.2016 - Во Франции построят дорогу из солнечных панелей
15.01.2016 - Три великие фальшивки в истории
13.01.2016 - Зимний Севастополь образца 1916 года
21.12.2015 - Российские ученые разработали нейроинтерфейс для управления квадрокоптером
28.11.2015 - В Перу нашли древние захоронения предшественников инков
26.11.2015 - Минобороны опубликовало видео с ЗРК С-400 и крейсером "Москва"
25.11.2015 - Ростуризм рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Турцию
16.11.2015 - Производство чипов для космоса


Гость (Гость)
Комментарий: 1
Гость (Гость)

Летом отдыхал в Севастополе и катались специально в Балаклаву, чтоб побывать на этом легендарном заводе по ремонту подводных кораблей. Хочу сказать, что летом на улице жара неимоверная градусов 34-36, а внутри подземелья холодно. Максимум градусов 25.

Очень понравилась экскурсия. Цены там правда немаленькие, но оно того стоит. Всем советую, кто будет отдыхать в Севастополе или Балаклаве посетить этот музей. Уверяю вас - получите уйму впечатлений.

 

Спуститься к концу Подняться к началу


Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Нет содержания для этого блока!