13.12.2010 - ПОДЗЕМНЫЙ ЗАВОД ПО РЕМОНТУ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 825 объект
Ранее закрытая зона - Балаклава - всегда привлекала огромное внимание иностранцев. С созданием независимой Украины, выводом из Балаклавы подводных лодок ЧФ и передислокацией в 1991 году ядерных боезапасов, ранее хранившихся в Балаклаве, в Россию представлялась уникальная возможность осмотреть то, что ранее принадлежало могущественному Советскому Союзу.
И вот осенью 1995 года на один из таких ранее секретных объектов направились участники выездного заседания Международного трейд-клуба. Это были представители деловых кругов из 42 стран мира, среди которых - три чрезвычайных и полномочных посла, шесть первых секретарей посольств, 18 торговых атташе, а также вторые и третьи секретари посольств и представители торгово-экономичес-ких миссий, всего около 80 человек. 825 ГГУ - под таким названием долгое время числился балаклавский подземный завод по ремонту подводных лодок.
Гипотетически при взрыве в центре Балаклавской бухты мегатонной ядерной бомбы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло Балаклавской бухты сотни миллионов тонн морской воды. Уровень воды в Балаклавской бухте поднялся бы на десятки метров, затопив все живое. Один из основных вопросов, стоявших' перед командованием ЧФ, был следующий: как защитить подводные лодки, боеприпасы, в т. ч. и ядерные вооружения, технику, производственные мощности оборонных предприятий, чтобы даже после ядерного удара флот мог остаться боеспособным? Для этого в 1954 году был разработан специальный план строительства под Севастополем и Балаклавой защитных подземных сооружений, подземных заводов и холодильников, госпиталей и хлебокомбинатов, хранилищ для боеприпасов и продовольствия. План предусматривал укрытие от ядерного удара до 50% запасов флота и половину населения города.
К концу 50-х годов большая часть секретного плана была выполнена. Одним из его объектов был балаклавский завод по ремонту подводных лодок. В то время о его существовании знали далеко не все. Как когда-то были секретны материалы по строительству Лазаревских доков и северного дока им. Николая II, как когда-то были секретны материалы по строительству береговых башенных батарей Б-30 и Б-35, так в 80-е годы были секретны материалы по строительству укрытий и убежищ от ядерного оружия. Но времена меняются, и сегодня севастопольцы могут узнать то, что раньше было доступно лишь избранным.
Самое большое на Черном море комбинированное противоатомное фортификационное сооружение для ремонта и укрытия подводных лодок начало строиться в 1957 г. на западном склона Балаклавской бухты. Это был первый и тогда единственный в СССР подземный завод по ремонту подводных лодок. Строители пробили в сверхтвердом скальном грунте искусственное "гнездо», в котором, помимо укрытий для семи подводных лодок, был вырублен подземный 70-метровый док. В нем производился капитальный ремонт подлодок.
В полукилометровую штольню лодки забирались своим ходом. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировав себя от внешнего мира автономно осуществлять ремонт лодок, выпуская их периодически через специальный шлюз прямо в море, а также укрывать в штольнях при ядерной атаке более тысячи человек.
Канал длиной около 500 метров проходит насквозь через гору. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной 300 метров. Самый большой диаметр штольни — 22 м. Глубина канала 8,5 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался многотонным плавучим ботопортом, который поддували воздухом и он всплывал. Это позволяло полностью закупоривать подземный объект. Такой же ботопорт, только меньше размером, установили в подземном сухом доке. В надводном положении подлодка вводилась в него, ботопорт закрывался, воду откачивали - и можно было доковать лодку.
Выход на северную сторону, в открытое море, также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины. Вход в подземный комплекс с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии.
Таким образом, комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним — 126 метров.
Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, для чего стояли огромные генераторы. Осуществлялся подвод воды и солярки. Субмарины, придя с боевой службы, могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса. Более 20 лет на подземном судоремонтном заводе ремонтировались подводные лодки.
Помимо работающих в подземном цехе, в разные времена комплекс обслуживала многочисленная команда: около 100 человек производственников, по 40 человек доковых рабочих и группы технических систем, обслуживающих инженерные системы подземного объекта. 50 человек подразделения ВОХР несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока.
Общая подземная площадь всех помещений секретного завода составляет более 10 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, шире самой Балаклавской бухты. Высота отдельных помещений - с трехэтажный дом...
Кто же создал это поистине уникальное сооружение? Первоначальные работы велись силами ЧФ. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.
Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов ЧФ. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тыс. тонн нефтепродуктов.
Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге подвозили и загружали в подлодки у подземного причала торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами 2-метровой ширины, 10-метровой длины и 7-метровой высоты.
В начале 60-х годов началось сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Черноморского флота Н.С. Хрущевым, в период его правления, масштабность и универсальность этого комплекса поразили Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, и он приказал переоборудовать его... под хранилище для вина!
Только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС МО Г. К. Жукова и министра ВМФ М. Г. Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.
Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и потернами, системой жизнеобеспечения и др. является единственным в своем роде историческим памятником инженерно-технического искусства на территории СНГ.
Интересно, что подобное сооружение недавно открылось как объект туризма в Канаде. Это единственный в мире Музей холодной войны, разместившийся в «Дифенбункере», как канадцы нарекли правительственное атомное бомбоубежище. . Построенное в 1961 году, оно предназначалось для канадской правящей элиты в случае ядерного нападения со стороны Советского Союза. На глубине нескольких десятков метров были оборудованы четырехкомнатная квартира для самого премьера, апартаменты поскромнее для членов его кабинета, высших военных чинов и других высокопоставленных государственных лиц общей численностью 540 персон.
Запасов пищи; воды и воздуха (в подземелье планировалось иметь установку по обогащению его кислородом) должно было хватить на три недели. Подземный бункер площадью несколько гектаров вмещал служебные кабинеты, телефонный и телеграфный узлы, радиостанцию, медицинский центр с моргом, библиотеки, концертный зал, ресторан, бассейн, особое помещение для хранения золотого запаса страны и многое другое. Одних только туалетных комнат было 78.
Добравшиеся до убежища должны были пройти через специальный дезактиватор, где следовало раздеться догола, принять душ поочередно в двух специальных комнатах.
Одежда подлежала захоронению. «Дифербункер» прекратил свое существование только в 1994 году, а двумя годами позже было принято решение открыть здесь музей
Но вернемся к нашему, отечественному подземному «музею». Перед началом ознакомления с подземным заводом члены Международного трейд-клуба осмотрели искусственный железобетонный канал, по которому подводные лодки в надводном или подводном состоянии могли попасть внутрь горы. Присутствующие познакомились с системой перемещения подводных лодок внутри подземной части канала, системой вентиляции и герметизации.
Огромный интерес у гостей вызвал передвижной ботопорт (металлические задвижные ворота), ширина которого достигает 5 м, высота 20 м., длина 30м. Внутри металлического корпуса находится второй корпус, который предназначен для заполнения воздухом. Эта огромная масса металла с помощью специальных мощных двигателей и компрессоров перемещалась в горизонтальном положении, закрывая и открывая морской вход в подземную часть комплекса. Морские ворота были предназначены для защиты от ударной волны разорвавшейся атомной бомбы и должны были выдержать давление до 10 кг/см2. Размеры подземного ботопорта, системы механизации перемещения ворот к этому времени являлись шедевром инженерной мысли и высоких технологий, примененных в фортификационном искусстве.
Осмотрев подводную часть комплекса, вся группа двинулась по широкому коридору внутрь подземного царства. Ранее по этому коридору можно было проехать на машине, по центру его были проложены рельсы для железнодорожный тележек.
Перед взором присутствующих возникли первые противоатомные металлические ворота весом несколько десятков тонн, которые преграждали путь в подземный комплекс. После включения автоматики они со скрипом раскрылись. Пройдя шлюзовую камеру, посетители остановились перед вторыми точно такими же воротами. А за ними оказались третьи ворота, которые предназначались для полной герметизации комплекса. Иностранцы были явно поражены и шепотом переговаривались друг с другом.
Наконец мы оказались на втором поворотном кругу, после чего по левой подводной потерне попали в центр подземного бассейна. Размеры его достигали 25 м в ширину, 100 м в длину, около 30 м в высоту. В этом бассейне спокойно могли разместиться две-три подводные лодки. В южной части размещался сухой док для подводных лодок и начинался канал протяженностью более 300 м для выхода подводных лодок в открытое море.
В юго-восточной части бассейна над уровнем моря был оборудован широкий проход в хранилище, где ранее находились боеприпасы. Можно было осуществлять доставку ядерных боеголовок непосредственно на борт подводной лодки.
После того, когда ядерные боеприпасы были вывезены с территории Севастополя, в этих хранилищах одно время лежали кучами высотой в рост человека карбованцы со всего Крымского полуострова. Ставшие недействительными деньги доставлялись сюда на КамАЗах, закрытых плотным брезентом...
Вообще трудно себе представить, как внутри огромной горы, сложенной из твердых мраморных пород, удалось пробить канал. Ведь уровень канала на 7 м ниже уровня моря! Какие же инженерные технологии применялись строителями для создания этого искусственного канала?!
После выемки скальной породы канал забетонировали, и получился подводный коридор от 7 до 25 м шириной и длиной почти 500 м. Непосредственно к каналу примыкали производственные цеха подземного завода. Работали на совесть, надежно, так что, когда в 1994 году мы попали на этот уже давно покинутый объект, все системы подземного комплекса функционировали исправно, везде горел свет, работали двигатели для автоматического закрытия многотонных дверей.
Абсолютно пустые, но по-прежнему светлые просторные цеха, навсегда остановившиеся фрезерные, токарные, сверлильные станки, в том числе и уникальные нивелировочные,специально закупленные в Японии...
Пройдя по трехсотметровомупроизводственному комплексу, гости поднялись на 2-й этаж, где располагался защищенный пункт управления подводными силами ЧФ, где все находилось в полной боевой готовности. Иностранцев поразили оборудованные подземные столовые с кухнями и холодильниками, хранилища для продуктов и воды.
Казалось, все это покинуто людьми в результате внезапной катастрофы. Невольно вспомнился Чернобыль... Но здесь была преступная халатность командования и властей: одних - бросивших, других - как положено не принявших оставшееся бесхозным имущество. Забегая вперед, скажу, что сейчас от всего оборудования подводного завода не осталось и следа - все обезображено и разграблено охотниками за легкой наживой. ...Дойдя до конца канала, мы осмотрели южный ботопорт, перекрывающий вход в канал со стороны открытого моря. В соседних помещениях размещается мощный комплекс систем вентиляции и очистки воздуха. Огромные филь-тровентиляцион-ные агрегаты и более 50 бочек с активированным углем находились в полной исправности, и вся эта система была продемонстрирована членам трейд-клуба. Надо сказать, что ни одного из иностранных гостей это зрелище не оставило равнодушным.
Только строительство этого подземного сооружения обошлось в 67 миллионов советских рублей. Не меньшая сумма ушла и на внутреннее спецоборудование: систему герметизации, фильтровентиляционное хозяйство, канализацию и во-дообеспечение. По нашим расчетам, в подземелье было проложено несколько километров кабеля связи. Сотни тысяч тонн металлических конструкций, механизмов и приспособлений находились в полной готовности к использованию.
Когда ошеломленные иностранцы покидали штольню, их восхищению не было предела. В один голос члены трейд-клуба твердили одно: стоит у входа поставить кассу и контролера, и с завтрашнего дня в Севастополь поедет огромное количество туристов со всех концов света, чтобы посмотреть и услыхать то, что сегодня рассказал полковник Иванов! Этот объект просто обречен на колоссальный успех, заявила президент трейд-клуба Анн Ботти.
Но, несмотря на то, что несколько докладных записок было написано мной председателю исполкома Севастопольского городского Совета, коммунальная структура, которой было поручено принять этот объект, не только не выполнила свои обязанности, но и, как мне кажется, допустила преступную халатность. Через месяц охрана у входа в подземный комплекс была снята, и он стал доступен для любого желающего. Сразу же началось хищническое разграбление подземного завода.
Нами был подготовлен инвестиционный проект создания в подземном комплексе музея «холодной войны». С ним было ознакомлено руководство города и Балаклавского района. Но только в 1998 г. руководство решило вернуться к этому вопросу. Из Киева приехали чиновники. Все наземные и подземные сооружения западной части Балаклавской бухты были переданы ВМСУ.
Многократные попытки КИЦ «Севастополь», Фонда экономического развития, Фонда создания свободной экономической зоны, клуба «Бентус» и других организаций и предприятий остались без ответа. И к 2000 году подземный комплекс был окончательно разграблен.
Сначала ночью, а потом и среди бела дня бригады мародеров на глазах у «защитников Родины» целыми КрАЗами вывозили в неизвестном направлении сотни тонн металлических предметов. Варварски были вырезаны автогеном уникальные по размерам и системе закрытия металлические противора-диационные защитные ворота.
Ныне мировой шедевр фортификационного искусства и высочайших инженерных технологий -первый в мире подземный защитный комплекс с искусственным морским каналом и системой жизнеобеспечения практически перестал существовать.
Несмотря на две жестокие войны, наши предки смогли сохранить одну из первых в мире панорам и первый в России аквариум. Что же помешало нам сберечь уникальный памятник нашего времени? Почему же мы не дорожим нашей историей и глумимся над ней?
...Весть о наличии в Севастополе уникального памятника военной истории быстро распространилась среди дипломатов, аккредитованных в Украине и России.
В 2001-2002 годах подземный завод в Балаклаве посетили Посол КНР г-н Ли Гиобанг, посол Италии г-жа Брунетти Гетц, посол Израэля г-жа Анна Азари. А ведущий телекомментатор американской компании СММ МакЛафлин после выхода из подземного города не удержался, вытащил свой перочинный нож и нацарапал на стене подходной потерны свое имя... Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля графиня Кларисса Идеи. Абсолютное большинство иностранных туристов из Голландии, Великобритании, США и других стран называют этот объект «чудом инженерной техники СССР». Трижды прав председатель Севастопольской администрации Леонид Жунько, сказавший, что плох тот народ, который не помнит и не любит своей истории. По его инициативе недавно целая группа севастопольских депутатов и представителей госадминистрации посетила ряд уникальных сооружений в Балаклаве. Судя по отзывам народных избранников, увиденное произвело на них неизгладимое впечатление.
Бывшие военные объекты могут стать великолепными памятниками не только военно-фортификационного искусства, но служить военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Черная дыра Балаклавы
Тень холодной войны упала на землю 5 марта 1946 года, после исторической
речи старика Уинстона Черчилля. "Коммунистические партии, - заявил в
Фултоне этот вечно пьяный англичанин, - всюду представляют собой угрозу
христианской цивилизации". И началась безумная гонка вооружений. НАТО и
Варшавский Договор, войны в Корее, Вьетнаме и Афганистане, Че Гевара,
Фидель Кастро и кубинская революция, Берлинская стена, Карибский кризис,
Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры,
убежища и заводы...
Проект Иосифа Сталина
Среди многих и многих городов и городков, попавших в эту зловещую тень,
оказалась и Балаклава. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично
рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в
Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по
ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке
появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены,
работа. Что правда, вставший после смерти Хозяина у руля СССР Никита
Хрущев отнесся к проекту куда сдержаннее. Осмотрев в 1961 году уже почти
готовое сооружение собственными глазами, он махнул рукой и бросил: "Надо
отдать все это виноделам!"
Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный
подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в
строй под кодовым наименованием "Объект 825 ГТС". О масштабах этого
сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в
его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и
несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его
строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825"
мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой
док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод
со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не
только в надводном, но и в подводном положении.
Солнце стало выглядывать из-за холодных нейтронных туч в 1989-м, чуть не
через полвека после фултонской речи сэра Черчилля. В феврале того года
советские войска вышли из Афганистана, а в ноябре рухнула Берлинская
стена. Холодная война завершилась. Еще через два года скончался "Союз
нерушимый республик свободных", и демократическая Россия принялась
делить Черноморский флот с незалежной Украиной. Кстати говоря, Балаклава
тоже имела некоторое отношение к краху, наверное, самой великой империи
ХХ века. В балаклавской гавани, совсем рядом с "объектом 825",
базировались быстроходные яхты генеральных секретарей ЦК и
председателей советского правительства. Во время августовского путча 1991
года правительственная яхта "Крым" вдруг срочно покинула бухту и на всех
парах двинулась к месту заточения Михал Сергеича. Зачем, история пока
умалчивает.
Балаклавская труба
Уникальный балаклавский подземно-подводный комплекс по инерции
продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под
прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база
подлодок перешла вместе с Балаклавой под юрисдикцию Незалежной и
"утратила военное значение". Тем более, что и у ЧФ, и особенно у ВМСУ
субмарин нынче осталось не густо.
Некоторое время когда-то суперсекретный объект еще охранялся, а городские
власти Севастополя вроде как лелеяли мечту то ли организовать в его чреве
казино, то ли выращивать там шампиньоны, но потом, в 1995 году, якобы
из-за проблем с финансированием охрану сняли, и...
Вообще, официально самостоятельное посещение подземного комплекса
сегодня категорически запрещено ввиду того, что объект находится в
аварийном состоянии. Однако нас это обстоятельство, конечно, остановить не
могло, равно как не останавливает оно и всех остальных. На самом деле
попасть в недра "объекта 825" может любой желающий. У его черной
зияющей пасти зевак-туристов поджидают двенадцати-тринадцатилетние
"сталкеры" с карманными фонариками. За почти символическую плату они
проведут вас по подземным коридорам и расскажут пару-тройку местных
легенд-страшилок.
Жители Балаклавы называют это место "трубой" или "черной дырой". В
"трубе" действительно очень темно, очень сыро и очень уныло. За семь лет
уникальный памятник холодной войны разграблен дотла. Тяжеленные
противоатомные двери сданы в металлолом мародерами. Туда же ушли
чугунные крышки люков, отчего темные подземные коридоры превратились в
опасные для жизни тропы с многочисленными ловушками, в которых уже не
один незадачливый турист сломал себе ноги. И как-то верится в то, что охрана
была снята с объекта именно из финансовых соображений, благо всем
известно, сколь выгоден металлоломный бизнес. Кстати, несмотря на семь
лет беспримерного грабежа, в штольне и поныне еще есть чем поживиться
мародерам, так что охрану в ближайшее время тут вряд ли восстановят.
Кроме того, кое-где на стенах удивительно хорошо сохранились инструкции
для моряков. "Военнослужащий должен твердо знать и соблюдать правила
обращения с оружием и боеприпасами, - читаем на одной стене. -
Несоблюдение этих правил может повлечь за собой несчастные случаи и
аварии. Поспешность при работе с оружием и боеприпасом недопустимы".
На других стенах можно обнаружить схемы устройства боевой торпеды или
правила подготовки торпеды к выстрелу. А вот классика военной пропаганды,
знакомая каждому, кто служил в Советской Армии или Военно-Морском
Флоте. "Наш лозунг должен быть один: учиться военному делу настоящим
образом!" И скромная подпись: В.И.Ленин.
Mузей холодной войны
И в нынешнем, разграбленном и искореженном, виде подземно-подводный
балаклавский комплекс производит на туристов, если они возвращаются из
его недр целыми и невредимыми, сильное впечатление.
- Что делать дальше с черной балаклавской дырой? - над этим вопросом стоит
поломать голову. В свое время в нее ушли миллионы и миллионы долларов.
Сейчас подземный комплекс можно либо оставить на дальнейшее
разграбление, либо попытаться использовать и вернуть хотя бы часть некогда
вложенных средств.
В последнее время группа энтузиастов муссирует идею создания в
балаклавской штольне музея холодной войны.
- Только на проходку этой штольни длиной в восемьсот метров было
затрачено 69 миллионов советских рублей, - говорит один из авторов идеи,
бывший подводник, председатель севастопольского "Морского собрания"
Владимир Стефановский. - Получается, сейчас они просто зарыты в землю.
Когда мы говорим о пенсиях, о зарплате, многие с тоской смотрят туда, на эту
дыру в балаклавской горе.
- Экспонатами будущего музея холодной войны, - считает Стефановский, -
могли бы стать атомные торпеды, мины, химическое оружие, другие виды
вооружения, применявшиеся в годы противостояния двух сверхдержав. В док
можно было бы загнать подводную лодку, а стены украсить, ну, например,
портретами членов советского Политбюро.
Говорят, что на этом, как сейчас выражаются, конверсионном объекте уже
побывали торговые атташе из сорока трех стран мира. Смотрели, удивлялись,
прикидывали, что к чему. Однако инвестировать в черную дыру деньги пока
что никто не собирается. Да и соберется ли?
На одной из стен пребывающего ныне в аварийном состоянии грандиозного
подземно-подводного комплекса сохранилась поучительная, советских
времен, надпись: "Нет аварийности оправданной и неизбежной, аварийность
и условия ее возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью".
Балаклавские тайны
Привожу здесь рассказ Дмитрия Киселева о брошеной базе подводных лодок в Балаклаве. Я был в Балаклаве в 1996г., но входа в базу на фоне прочих развалин и ржавого железа не увидел :-( . Да я тогда о ней и не знал...
Когда говорят: "человек пришел домой", обычно подразумевают нечто с крышей, окнами и дверью. Произнося то же самое применительно к кораблю, представляют гавань, стенку, кнехты и швартовы. Но есть в Севастополе объект, когда-то предназначенный быть домом для подлодок. Домом в буквальном смысле. С крышей и дверями - такими, чтобы лодка могла войти и выйти своим ходом, а внутри дома - пережить ракетный дождик и ядерную зиму в компании еще нескольких субмарин, окруженных заботой командиров и ремонтников.
Если вы бывали в Балаклаве, то наверняка обращали внимание на огромные проемы, зияющие на уровне воды на западном берегу бухты.
Раньше ярко окрашенные буйки боновых заграждений у этих рукотворных пещер порой отводили в сторону, и тогда во чрево горы входила (либо выходила оттуда) одна из боевых субмарин Черноморского флота. Затем за лодкой снова смыкались боны, перекрывая путь в тоннели не только заплутавшим рыбацким моторкам, но и гипотетическим пловцам-диверсантам.
Если посмотреть на карту Балаклавы, заметно, что тоннель, угадываемый по порталам, "отсекает" от остального "континента" целый мыс, образуя как бы охранное полукольцо, по образцу "минных ходов" времен первой обороны Севастополя.
Недаром именно в толще этого мыса в послевоенные годы было сооружено хранилище ядерных боеприпасов. Если пройти по набережной от портала до портала, можно заметить несколько зарешеченных, закрытых и запертых ходов, ведущих туда, в святая святых Сверхдержавы, а ныне частью в бесхозные трущобы, а другой частью - в частные владения. Если быть точным - во владения Севастопольского морского торгового порта.
Когда-то здесь был другой порт. Военный. В два-три корпуса стояли у стенок подводные лодки, готовые выйти в море на боевое дежурство или по другим делам государственной важности. Помимо порталов тоннелей, выводящих к арсеналам, под землей располагались ремонтные мастерские и даже сухой док. Десятки станков, тысячи готовых запчастей, подъемные краны - там было все, что необходимо для быстрого возвращения в строй подводного корабля.
Теперь о былом великолепии напоминают лишь единственная украинская подлодка "Запорожье" и облезлая надпись "Счастливого плавания!" на том, что когда-то было, вероятно, казармой.
Наличие посторонних больше не беспокоит военных, и ворота всегда открыты. Оно и понятно: единого хозяина у этого берега больше нет. На полуразвалившихся и полностью разграбленных остовах зданий красуются многочисленные предостерегающие надписи "Собственность Погранвойск Украины" и "Дембель неизбежен!" Несколько лучше сохранились наземная трансформаторная подстанция и то, что находится за забором Торгового порта. До тоннелей же дела никому давно уже нет.
Когда россияне эвакуировались из Балаклавы, демонтаж продолжили местные жители и просто хваткие хозяйственники. Отвинчивали все, что отвинчивалось; снимали все, что снималось; вывозили все, что можно было вывезти.
Успеху вывоза особенно благоприятствовал тот факт, что в самое сердце горы, в завод, расположенный в глубине главного тоннеля, можно было без особых проблем въехать не просто на машине, а даже на небольшом подъемном кране. Именно поэтому в цехах подземного завода, некогда способного в кратчайшие сроки полностью вылечить искалеченную в боях субмарину, на сегодня остался один-единственный станок
(бывший, вероятно, сверлильным), который все равно больше не заработает, так как силовые кабели вырезаны до последнего метра, а медные детали сданы на металлолом.
Относительно мало пострадали фильтровентиляционные камеры и туалеты: первые из-за того, что редкий обыватель представляет, для чего в хозяйстве можно приспособить стационарный воздушный фильтр; а сантехника в объекте, как и в прочих нормальных бомбоубежищах,
отличалась простотой и прочностью, но отнюдь не престижностью и комфортом.
А более всего впечатляет южный батопорт. От старости или под действием неведомых сил он распался на две половины, одна из которых упала в канал, перегородив его. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какой огромной работой была сама сборка створки этого батопорта:
сколько стальных листов требовалось сварить и обшить... А теперь этот труд пропал, и местные дети развлекаются, бросая железные гайки в канал.
В штольню детям ходить небезопасно. Равно как и взрослым. В тоннелях разинули жадные пасти канализационные люки, лестницы лишены перил, а мостки над водой канала местами просто обрушены. В бывших цехах бывшего завода под ногами торчат и валяются многочисленные металлические детали, не заинтересовавшие кладоискателей, но вполне способные покалечить неосторожного "сталкера". Единственное, что вам здесь не угрожает, - так это электрический ток: как я уже упоминал, от проводки осталось лишь воспоминание.
Встречаются там и хищники. Двуногие, естественно. Конечно, с кем угодно можно договориться, но лучше говорить, чувствуя за собой силу.
Если вы таковой не ощущаете - оставайтесь снаружи, ибо в тоннелях нет берегущей вас милиции, а в канализационных колодцах хватит места еще для многих тел.
Короче, прогулка по этому некогда благоустроенному подземелью ныне по опасности вполне сравнима со спелеотуризмом.
Впрочем, ортодоксальные спелеологи рукотворные подземелья не уважают. Считают, что нет в них красоты - ни в бомбоубежищах, ни в шахтах, ни в прочих погребах и канализационных коллекторах. В чем-то они, конечно, правы.
Но все-таки сходите в эту штольню - если, конечно, подберете надежных друзей с крепкими руками, выносливыми ногами, зоркими глазами и мощными фонарями. Навестите Ее, пока Она не рухнула. Ощутите размах былой Державы и ее Военной Машины.
Когда я собирал материалы по Подземному Севастополю, мне посчастливилось встретить человека, лелеющего идею создания в этих тоннелях музейно-туристического комплекса, включающего музей противоатомной защиты, музей-подлодку, музей вооружения и технических средств ВМФ и многое другое. Проект - уникальный, не имеющий аналогов в мире. Естественно, дорогостоящий. Но - реальный.
Подземные тайны Балаклавы
Лет десять назад случайные очевидцы под большим секретом рассказывали о том, что в Балаклавской бухте есть такое место, где подводные лодки исчезают прямо в скалах. Оказывается, это вовсе не враки, а самая что ни на есть правда. Субмарины заплывали по подземному каналу в чрево горы для ремонта. Огромный подземный завод существует и поныне, вернее, хорошо сохранилась лишь его "скорлупа". "Начинку" отечественные сдатчики металлолома растащили дочиста. А поживиться там, уж поверьте, было чем: станки, десятки километров медного кабеля, всевозможное оборудование. После раздела Черноморского флота объект оказался ничейным. России он не нужен потому, что для подлодок своих баз хватает, а Украине, по большому счету, и ремонтировать-то нечего.
У городских же властей с надземным царством полно хлопот.
Глобальный план
Для того, чтобы представить масштабность подземных строек в Крыму, предлагаю сделать небольшой экскурс в историю.
В 1945 году после судьбоносной Ялтинской конференции главы стран антигитлеровской коалиции Черчилль и Рузвельт захотели посмотреть Севастополь. То, что предстало перед их глазами, назвать городом было трудно - сплошные руины. По прогнозам заморских лидеров, на восстановление города должны были потребоваться десятилетия и помощь других стран. Поговаривают, что именно во время этого визита Сталин задумал одновременно с восстановлением Севастополя построить под ним еще один город - подземный.
По замыслу отца народов, этот город в случае атомной войны должен был приютить 50 тысяч человек. На тот момент коренных севастопольцев насчитывалось лишь 14 тысяч и еще 32 тысячи человек, в основном строительных специальностей, приехавших восстанавливать город русской славы.
Раньше как было: сказано - сделано. Под землей начали строить командные пункты и узлы связи, хранилища для оружия и боеприпасов, подземные стоянки для ремонта и укрытия кораблей и подводных лодок, склады продовольствия и топлива, электростанции, хлебозаводы, госпитали, холодильники. Что такое подземная
электростанция? Это несколько залов высотой 14 -15 метров. Туда свободно заезжают "КрАЗы". В общей сложности из-под Севастополя планировалось вытащить такую гору грунта, которая получилась бы, вздумай кто-нибудь проложить подземный ход от Севастополя до Харькова шириной три метра и столько же высотой.
Вину в бокале тесно
В пятидесятые годы план Сталина активно воплощался в жизнь, но в начале шестидесятых строительство замерло.
У Никиты Сергеевича был свой взгляд на оборону, планировалось существенно сократить армию. До этого времени удалось построить многое, но не все. Для заключительного этапа по строительству "подплава" - так специалисты называли завод по ремонту подводных лодок - требовалось еще немало средств. Решение по этому
объекту должно было приниматься на самом высоком уровне.
Рассказывают, что в 1961 году посмотреть завод приехал сам Хрущев. Увиденное впечатляло. Еще бы. Сквозь гору стометровой высоты был пробит туннель, вдоль которого слева по всей его длине проходил канал десятиметровой
ширины и глубиной 6-7 метров. Сюда лебедками должны были затаскиваться субмарины. Одновременно здесь могли находиться семь подводных лодок. Заплывать с включенным двигателем нельзя - вибрация разрушает стены. По правой стороне канала находился своеобразный карман. Когда в него попадала лодка, то вода
выкачивалась и получался сухой док. Здесь непосредственно и должен был производиться ремонт судов. Говорят, что завод Никите Сергеевичу очень понравился, но использовать грандиозное сооружение генсек предложил как... винный склад. Генералам потребовалась уйма времени, чтобы переубедить Хрущева и доказать ему, что объект целесообразно использовать только по назначению. Вскоре строительство было завершено, и подземные цеха заработали.
Кстати сказать, здесь же, на втором этаже, размещался штаб обороны ЧФ. Строился подземный гигант настолько основательно, что случись вдруг атомный взрыв - он был бы ему не страшен. Тысяча человек могли бы здесь жить автономно целый месяц. Дело в том, что туннель пробивался сквозь скалу, коэффициент плотности грунта
которой соответствует седьмой категории твердости, почти что гранит. Бетонные стены полутораметровой толщины сверху заливались еще и жидким стеклом. Задвигающиеся ворота специальной конструкции до сих пор изумляют своей массивностью: 10 на 10 и толщина более двух метров. Когда завод работал, входы маскировались камуфляжными сетями, и было невозможно заподозрить, что живописная гора таит в себе столько секретов.
Сейчас завод- громадина пустует. Можно ли хоть как-то его использовать?
Вторая молодость исполина
По мнению начальника отдела внешних связей Севастопольской госгорадминистрации полковника Валерия Иванова, подземный завод может ожить: например, в качестве музея. Интерес к подобным объектам есть и у иностранцев, и у наших соотечественников. В пустующих цехах завода можно разместить оружие из арсеналов
ЧФ: бомбы, мины, снаряды, пушки. Для внушительности доставить сюда списанную подводную лодку. Наверняка желающих побывать в ней будет много. Здесь же, на территории завода, можно открыть ресторан и бар, а по вечерам многотонные стены будут сотрясать децибелы дискотеки.
Валерий Борисович уже лет двадцать изучает историю Севастополя. Подземный город он знает как никто другой.
В свое время он был начальником штаба местной обороны. По его словам, в развитых странах подобные сооружения успешно используются для привлечения туристов. Впрочем, такой завод - явление уникальное, и никакие заокеанские штольни ему не конкуренты. И что еще немаловажно, создание музейно-зрелищного комплекса даст новые рабочие места тем же офицерам флота. Радует, что этот проект нашел понимание у нынешнего главы госгорадминистрации Бориса Кучера, и мы надеемся, что через некоторое время в Севастополе станет одним интереснейшим музеем больше.
Подземная гавань "холоднойвойны"
Подводная лодка развернулась носом к берегу и самым малым пошла на скалы. А скалы расступились, и субмарина вошла в них, спрятав в черном зеве бетонного грота сначала нос, потом черный скошенный “плавник” . рубки и, наконец, исчезла вся под нависающей над морем горой. Лишь кормовой огонь тускло мигнул на прощанье, едва отразившись в темной ночной воде. Такой виделась эта картина тем, кто случайно оказывался на балаклавской набережной в глухую заполночь. Человек приезжий не понял бы, что произошло, а старожил быстренько бы смекнул, что очередную подводную лодку ввели в подскальное противоатомное укрытие, где таился подземный судоремонтный завод.
В мае 1994 года из Балаклавы под прощальные гудки была выведена последняя российская подводная лодка. И город, и порт, и подземная гавань субмарин полностью перешли под юрисдикцию Украины. Какое-то время наисекретнейший объект Крыма охранялся. Но потом караул сняли, и массивные противоатомные термодвери распахнулись навстречу добытчикам лома цветных и черных металлов. Первым делом из подземелья утащили все чугунные крышки, отчего туннели и прочие переходы превратились в опасные тропы с коварными "ловчими ямами”. В них, затопленных морской водой, и с торчащими острыми штырями, уже не раз проваливались беспечные экскурсанты. Осветительная сеть в цехах, хранилищах и туннелях давно раскурочена, провода и кабели с выдранными медными жилами торчат из вскрытых трасс. Опасно и то, что повсюду разбиты мощные ртутные лампы, и в некоторых отсеках концентрация ртутных паров превышает допустимые дозы.
Не зря это место зовут в Балаклаве “Трубой” или “Черной дырой”. Провести меня по “Трубе” согласился бывший главный инженер этого объекта капитан II ранга запаса Владимир Стефановский. С нами же отправилась и Ирина Карачинцева, инженер севастопольского Военморстроя. Она когда-то проектировала электросети для подземного судремзавода.
...Под ногами мерзко хрустит битое стекло. Лучи фонарей прыгают от одной дыры в асфальте к другой. Чтобы не угодить в распахнутые колодцы, мы идем точно посередине высокосводого туннеля- шоссе между рельсов узкоколейки.
Сначала мы въехали в “Черную дыру” на “Волге” через главный портал. Фары высвечивали асфальтовую дорогу, заключенную в предлинную бетонную трубу. Здесь запросто мог бы пройти метропоезд, будь колея узкоколейки пошире.
Это была самая настоящая Зона - загадочная, мрачная, коварная... Здесь разыгрывались полуфантастические мистерии “холодной войны”.Подводные лодки загонялись сюда, как снаряды в канал орудия, даром что бетонного, а потом бесшумно “выстреливались” в море. Проехав по подземному шоссе с полкилометра, наша “Волга” угодила передним левым колесом в распахнутый люк. Застряли. Пришлось выбираться из машины и идти пешком. Фары оставили включенными.
Мы выбираемся на подземный причал, к которому швартовались субмарины.
Тускло поблескивает вода в канале под высокими бетонными сводами. Шум прибоя доносится сюда, будто из прижатой к уху раковины. И еще ветерок гуляет по гигантской трубе от входа к выходу. К причалу прибился ржавый понтон. Мы спускаемся на него по трапу и, отталкиваясь руками от стенок, медленно плывем навстречу выходу. Плывем, как будто под массивом фараоновой пирамиды. Ведь древние египтяне доставляли тела умерших царей к усыпальницам на погребальных лодках по специально прорытым каналам...
Это мрачное и величественное подземелье начали рыть в середине 50-х годов, когда США и СССР принялись раскручивать атомную гонку. Несколько раньше Сталин утвердил комплексный план защиты основных промышленных и оборонных объектов страны от ядерного оружия. Проект балаклавского подземного завода вождь рассматривал и визировал лично. Это был единственный в мире подземный завод по ремонту подводных лодок.
Работали круглосуточно, как шахтеры, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем и год за годом... Общая выработка скального грунта превысила 25 тысяч кубометров! В скальной толще
западного утеса рождались рукотворные расщелины и пещеры, подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы... В случае ядерной угрозы в подземной гавани могла укрыться целая бригада субмарин и разместиться несколько тысяч человек. “После смерти Сталина в 1953 году о ходе строительства стали докладывать Хрущеву, - рассказывал Владимир Стефановский. И, конечно же, торопились отрапортовать ему о досрочной сдаче объекта. Подземный завод смог принимать только средние подводные лодки, а когда на Черноморский флот пришли большие субмарины, укрытие утратило свое оборонное значение. Говорят, когда Хрущев осмотрел сооружение, махнул рукой и сказал: “Надо отдать все это виноделам!”
“И отдали бы! - подтверждает бывший вице-мэр Севастополя Валерий Иванов.
-Вспомните, ведь в те годы шла бурная кампания “Перекуем мечи на орала!”, резко сокращались Вооруженные Силы, по живому резали флот. Но за судьбу Балаклавского укрытия вступился адмирал Николай Герасимович Кузнецов, который хоть и пребывал в опале, но не поступился своей энергией и настойчивостью. Он и отстоял подземный завод. Строили его пять лет, с 1957 по 1961 годы. А эксплуатировали на полную мощность почти треть века, вплоть до 1993 года, когда его передали Украине”.
...Впереди забрезжил слабый свет. Потом дуга подземного канала превратилась у выхода в море в овал. Мы причалили к массивной железобетонной перемычке, обрушенной в воду. Взойдя на нее, увидели медуз, скопившихся в конце канала. Они прятались тут от надвигающегося шторма. В этом был свой символ: противоатомное укрытие для подводных лодок превратилось в убежище для медуз.
В создание этого шедевра военно-морской фортификации были вложены громадный труд и многие миллионы рублей. Что делать дальше с Черной дырой”? Оставить на произвол судьбы или все-таки что-то попытаться извлечь из нее хотя бы часть средств? Эту проблему решают сегодня отцы Балаклавы во главе с Александром Кунцевичем. Севастопольское Морское собрание предложило балаклавской мэрии основать здесь историко-заповедную зону. В нее бы вошли тематические экспозиционные залы, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух великих держав, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших в “холодную войну” в океанских глубинах.
Бывший вице-мэр Севастополя, а еще раньше - начальник штаба гражданской обороны города Валерий Борисович Иванов говорит со знанием дела:
“Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и туннелями является единственным в СНГ историческим памятником военно-инженерного искусства “холодной войны”. Его надо не только
сохранить, его можно с толком использовать. “Черная дыра”, в которую вложены миллионы рублей, должна вернуть их сторицей. Смотрите, ведь своды и канал “дыры” позволяют заходить в подземную гавань крейсерским яхтам. Культурно-исторический центр “Севастополь” предлагает создать там международную яхтенную базу, открыть школу подводного плавания, наметить музейно-туристические маршруты... Правда, есть и более приземленный проект - выращивать в штольне шампиньоны. Но в любом случае необходима полная демилитаризация бухты. На этом конверсионном объекте уже побывали торговые атташе из сорока трех стран мира...”.
ЗАВОД, ГДЕ РЕМОНТИРОВАЛИ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ХРАНИЛИ ЯДЕРНЫЕ БОЕГОЛОВКИ
ЗАВОД, ГДЕ РЕМОНТИРОВАЛИ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ХРАНИЛИ ЯДЕРНЫЕ БОЕГОЛОВКИ
теперь может посетить каждый
Надежда СВЕТЛИЦКАЯ для "Сегодня" из Севастополя
В десяти километрах от Севастополя, в пригороде под названием Балаклава впервые за сорок шесть лет на всеобщее обозрение представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам, начал строиться в 1957-м году под личным контролем Лаврентия Берии.
ХОЧЕШЬ ОСТАТЬСЯ НА СВОБОДЕ -- ПОТЕРЯЙ ПАМЯТЬ
50 человек военизированной охраны делали завод недоступным для посторонних -- въезд в Балаклаву был сопряжен с большими сложностями. Сотрудники предприятия очень хорошо знали, что во время регулярных (раз в два месяца) вызовов в особый отдел КГБ на вопросы лучше всего отвечать так: где работаю -- не знаю, что делаю -- не имею понятия, об условиях ничего не помню. 400 человек гражданских рабочих хорошо осознавали -- хочешь оставаться на свободе -- потеряй память на время беседы с сотрудником особого отдела. Сергей Перегородиев, сорокачетырехлетний слесарь-судоремонтник, проработал на заводе 11 лет, и все эти годы он не мог рассказать даже своим родным о том, какого рода ремонт выполняет.
-- Каждый раз меня сопровождал вооруженный матрос, -- рассказывает Сергей Перегородиев. -- Он приводил к месту поломки и тщательно следил за моей работой, потом под дулом автомата, выводил из горы. Многие мои товарищи стали намного хуже видеть из-за того, что постоянно испытывали резкие перепады света при выходе из подземелья на яркое солнце.
За время работы Сергея произошло несколько несчастных случаев. После работ с цистерной, внутренность которой была заполнена свинцовыми испарениями, двое рабочих погибли, один сошел с ума. Сергей часто вспоминает своего лучшего друга, погибшего от удара током. Перегородиев узнал об этом очень поздно, потому что работа велась тремя автономными бригадами, а они с другом работали в разных. Одна из бригад занималась боеголовками, две другие -- ракетами и их сборкой.
ДЫМОК, ХРАНИВШИЙ ВОЕННУЮ ТАЙНУ
Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуск во все подразделения. Сергей был одним из них, поэтому за годы работы многое узнал. Сейчас он живет в одном из подсобных помещений при заводе, а в недалеком будущем рассчитывает подрабатывать экскурсоводом, чтобы рассказывать туристам то, о чем не могут знать работники музея. Одну из таких подробностей балаклавцы знают очень хорошо, а шпионы стран времен холодной войны дорого бы дали за такую специфическую информацию. Как только подводная лодка заходила в док, из которого по технологии выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили прямо в горе. Струящийся специфический дымок мог служить сигналом того, что очередная советская лодка встала на ремонт.
Строительство завода продолжалось с 1957 по 1961 год. По расчетам специалистов, сооружение могло выдержать ядерный удар, по силе равный пяти, нанесенным Хиросиме, т.е. 100 килотонн. За счет этого обстоятельства объект отнесли к первой категории защиты. Помещение завода выдалбливалось в скале и покрывалось железобетоном, толщина которого составляла 56 метров. В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей весом 120 тонн, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент -- 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь.
Комбинированный водный подземный канал мог вместить 7 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина -- от 8 до 12 м, а высота арки канала -- 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода -- 5100 кв. м, водной поверхности под землей -- 3 тыс. кв. м. Длина канала -- 380 метров, длина дока -- 110 метров.
ВОЕННО-МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС "БАЛАКЛАВА"
Теперь завод стал филиалом Музея Вооруженных сил Украины. Высота военно-морского музейного комплекса, который представляет собой подземный город в горе Таврос (в переводе с тюркского -- "пустая"), 146 метров.
В марте 1995 года, при разделе имущества Черноморского флота, завод был передан органам городской власти, а в 2000 году -- Военно-морскому флоту Украины. К этому времени оборудование и коммуникации завода были изрядно разворованы. После 8 лет фактического бездействия предприятия, Министерство обороны Украины приняло решение создать военно-морской музейный комплекс, который назвали "Балаклава". Это событие совпало с распоряжением Президента Украины Л. Кучмы о создании в Севастополе государственного военно-морского музея. Тематические экспозиции задуманы так, чтобы сохранить хронологический порядок военно-морской истории нашей страны. В музее будет отображена как история основания и развития Балаклавы, так и история надводного и подводного флотов. Отдельно, в штольне, где хранилось ядерное оружие, будет демонстрироваться современное и антикварное военно-морское вооружение.
НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ РАСКРОЮТ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ
Большинство жителей Балаклавы отрицательно относятся к открытию музея. Многие из них работали на этом заводе, и привыкли воспринимать его как некоммерческий объект. Такая система ценностей идет еще из советских времен, когда Балаклава была военно-морской базой Черноморского флота. Здесь размещалась 155-я бригада подводных лодок. Проект носил кодовое название "Объект 825 ГТС", завод имел возможность проводить ремонт подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Несмотря на сверхсекретность, после закрытия предприятия, здесь побывали высокие гости из Китая, Израиля, Италии, Англии и других стран. Однако до сих пор остаются секретными документы о том, кто проектировал завод, сколько средств было потрачено на его строительство. По мнению сотрудников музея, вся информация станет доступной не ранее, чем через 50 лет.
Архитектурно-художественное решение экспозиции музейного комплекса планируется сохранить в первозданном виде: будут восстановлены цеха функциональной проверки торпед. Водолазы, видевшие ныне затопленный сухой док ремонта подводных лодок, говорят о прекрасно сохранившейся внутренней обстановке. На стенах висят грамоты, в углу можно заметить гирю для физических упражнений, в ряд стоят скамейки для отдыха.