Снежный человек - (йети, сасквоч, бигфут) — человекообразное существо, якобы встречающееся в высокогорных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, приндалежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека. Карл Линней обозначил его как лат. Homo troglodytes (человек пещерный).
Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу — чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.
Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.
Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.
Близ Иэла, что в Британской Колумбии (Канада), в июле 1884 г. было захвачено приматоподобное существо. К сожалению, до наших дней каких-либо вещественных доказательств, кроме упоминания в старинных записях, не сохранилось.
В 1924 г. в районе Флегстафа (штат Аризона) неоднократно видели "подобие человека" ростом до 7 футов.
В сентябре 1952 г. во Флатвудсе (штат Западная Вирджиния) наблюдали человекоподобное существо ростом в 9 футов. Отмечался его "скверный запах".
Вес существа, виденного в 1956 г. в Вейдсборо (штат Северная Каролина) , оценивался в 300 кг.
В 1958 г. "снежный человек" наблюдался около Грегтона (штат Техас), в феврале 1962 г; – у Форт Брэгг (штат Калифорния), в 1971 г.– в районе местечка Леутон (штат Оклахома), в июле 1972 г. – возле г. Луизиана (штат Миссури) и в это же время – в окрестностях местечка Кайра (штат Иллинойс).
В августе 1973 г. в Вестмореленде, Каунти, Пенсильвании отмечено около 50 встреч с существами ростом порядка 9 футов.
А вот вам свидетельства относительно недавнего времени. Несколько лет назад альпинист Рейнхольд Мейснер во время похода на свой последний восьмитысячник дважды видел йетти. Это было существо, передвигавшееся на двух коротких ногах, ростом около двух метров. Тело, за исключением лица, было покрыто густой черной шерстью. Первая встреча произошла днем, однако из-за неожиданности альпинист не успел сфотографировать йетти, тот быстро скрылся. Вторая встреча произошла ночью – йетти был замечен вблизи места ночевки.
В последнее время предпринимались и неоднократные попытки поймать "снежного человека". Так, например, "Правда" в номере от 19.08.88 г. писала: "Полученное сообщение обнадеживало: в горах Кекиримтау (северо-запад Тянь-Шаня) обнаружены новые следы обитания "снежного человека". Чабан местного совхоза Калитдин Джураев утверждал, что лично видел Джезтырмака – так местные жители называют это загадочное существо..."
Однако экспедиция, специально отправившаяся для поимки Джезтырмака, вернулась ни с чем – никаких следов "снежного человека" обнаружено не было. Правда, все участники экспедиции отметили один странный факт: группа постоянно испытывала чувство психологического дискомфорта, находясь в ущелье, где, как считалось, должно быть логово странного существа. У многих отсутствовал аппетит, их преследовала бессонница, упала работоспособность. У всех участился пульс и повысилось кровяное давление. И эта несмотря на то что в группу входили тренированные люди, прошедшие специальную акклиматизацию для работы в условиях высокогорья.
Большинство современных учёных полагают, что снежный человек — это миф.
В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее, якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением.
Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии.
Двое мужчин-ковбоев, Роджер Паттерсон и его помощник Боб Гимлин, ехали на лошадях вдоль ущелья, покрытого густым могучим лесом, в непосредственной близости от ручья, текущего с гор. Они надеялись встретить сасквача (индейское название этого существа), следы которого в этих местах неоднократно попадались лесорубам.
День был тёплый, осень золотая, и Гимлин по дороге сделал несколько кадров, засняв Паттерсона едущим на лошади на фоне осеннего леса. Вернул кинокамеру, и Роджер убрал её в седельную сумку на левом боку. Поехали дальше вдоль ручья... и в 3.30 пополудни неожиданно лошади, испугавшись чего-то, встали на дыбы. Лошадь Паттерсона не удержела равновесие и рухнула, но Паттерсон не мешкал. Боковым зрением он успел увидеть, что на берегу ручья на корточках у воды сидит какое-то крупное существо, которое, взглянув в их сторону, встало и, отвернувшись, пошло прочь в направлении к крутому склону ущелья.
Поднимаясь, Роджер крикнул Гимлину, удержавшемуся на лошади, чтобы тот его прикрывал, выхватил камеру и, сразу включив её, побежал к ручью. Бежал он за существом, которое уже успел разглядеть – это женщина-сасквач. Роджер, лавируя между поваленными деревьями, перепрыгивая через них и не выключая камеру, снимал существо в спину. Дойдя до крутого склона, существо почему-то не стало взбираться по нему, а свернуло направо и пошло по лесоустроительной просеке, тянувшейся некоторое расстояние вдоль ручья. Паттерсон мгновенно сообразил, что ему лучше зафиксировать камеру и проследить ею за движущимся слева направо вдоль ручья существом. Что он и сделал, встав на колено.
В наступившей тишине стал слышен стрёкот кинокамеры, и существо, продолжая идти, повернулось в сторону камеры. Поворот был похож на взлёт большой птицы – вся верхняя часть корпуса одновременно с головой повернулась к камере, широко раскинув руки в такт ходьбе. Длилось это один шаг. Не замедляя темпа, существо продолжало свой путь... Просека, свернув несколько влево, уходила от ручья. Паттерсон уже опять снимал существо в спину. Она, благодаря своим размерам и стилю ходьбы, быстро удалялась. Роджер снова кинулся за ней, выхвытывая между деревьями её удаляющуюся спину.
Существо скрылось, плёнка кончилась. Люди остановились, ошеломлённые.
«Какая могучая, спокойная, уверенная в себе сила», – скажет позднее в интервью Паттерсон. Она, конечно, выше человека, но дело не в этом, а скорее в мощи бочкообразного торса, массивности рук и, особенно, ног. И всё это вместе было в высшей степени гармонично.
«Нам и в голову не пришло бы стрелять в неё. Мы видели в ней человека», – опять же, из интервью.
Фильм Паттерсона-Гимлина был сразу, без изучения, отвергнут как подделка специалистами Смитсоновского института, важнейшего научного центра США. Американских специалистов смутило прежде всего то, что груди самки бигфута покрыты волосами и что у неё якобы голова гориллы, а ноги человека. «Такого гибрида в природе быть не может» – заявил руководитель специалистов, профессор антропологии Джон Нейпир.
В декабре 1971 года фильм был привезен в Москву канадским исследователем Рене Дахинденом и показан в ряде научных учреждений. Особый интерес он вызвал и был положительно оценен специалистами Центрального НИИ протезирования и протезостроения, указавшими на отличие походки снятого в фильме существа от походки современного человека, а также на то, что характер походки указывает на огромный вес существа.
После основательного изучения фильма письменное заключение о нем дал профессор Д.Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Государственного Центрального института физической культуры (ныне Академия физической культуры). Отметив, что походка существа для человека «совершенно не типична», профессор Донской расценил ее как «естественное движение, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций».
Не вызвала сомнений подлинность фильма и у известного скульптора Никиты Лавинского, в мастерской которого по кадрам фильма были созданы скульптурные портреты самки бигфута, которой дали имя Патти.
Самое же углубленное изучение фильма было предпринято Игорем Бурцевым, Александрой Бурцевой и Дмитрием Баяновым, участниками семинара при Дарвиновском музее (ныне Смолинский семинар по вопросам гоминологии). Фотографическое воспроизведение с различными экспозициями кадров фильма Бурцевым показало, что у Патти голова не гориллы, как показалось американцам, и не современного человека, а голова палеоантропа, такого как неандерталец, или даже питекантроп. Далее, стало совершенно ясно, что волосяной покров существа не может свидетельствовать о специальном костюме, поскольку, несмотря на этот покров, отчетливо видна мускулатура рук, спины и ног. Посадка головы, отсутствие видимой шеи, удлиненный бочкообразный торс и удлиненные верхние конечности отличают Патти от человека. Что касается походки, то она более всего похожа на движения лыжника, учитывая мах рук, сгибание колен и вертикальное поднятие стоп до того, как носок ноги оторвется от земли. Идти так без лыж, без палок и без снега человек просто не может.
Короче, на основании этих и ряда других соображений фильм был признан подлинным, о чем сообщили в научных и научно-популярных публикациях в СССР и в США.
Но признать фильм подлинным означает признать существование живых предсапиентных гоминидов, считающихся вымершими десятки тысяч лет назад. Пойти на это антропологи пока никак не могут. Отсюда нескончаемый поток «опровержений» подлинности замечательного киносвидетельства.
Здесь следует вспомнить, что противники Дарвина долго не могли примириться и с признанием останков неандертальцев. Когда в 1856 году в Германии, в долине Неандерталь, был найден древний череп, они говорили, что это череп современного кретина, умершего от водянки головного мозга. Долго не признавали таковыми и костные останки питекантропа, впервые найденные доктором Дюбуа на Яве. Такая же участь постигла и ископаемого австралопитека. Кости, наконец, признали. Теперь же придётся признать и живых «ископаемых» предков.
В 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка — постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны. Это стало серьёзным ударом по энтузиастам, пытающимся найти снежного человека.
Но в чем же секрет актерской невоспроизводимости заснятого бигфута? В частности в том, что на нем живая шкура, а не меховой костюм. Ещё в 1969 году ветеран североамериканских гоминологов Джон Грин, интересуясь возможностью подделки фильма, консультировался у специалистов Киностудий Диснея. В качестве эксперта ему рекомендовали Яноша Прохаску (Yanos Prohaska), который создавал костюмы для актёров, изображавших обезьян. Посмотрев фильм Паттерсона-Гимлина, специалист сказал, что на заснятом субъекте не костюм, а живая кожа, поскольку видно мускулы и их движения (John Green, Sasquatch, 1978, p.129).
Несмотря на это, в течение десятков лет опровергатели распространяли слух, подхваченный средствами массовой информации, о том, что костюм для «бигфута» в фильме изготовил известный костюмер Голливуда Джон Чеймберc (Chambers), создавший костюмы для фильма «Планета обезьян». Говорили, что Чеймберc сам в этом признался. В 1997 году у пожилого Чеймберса, находившегося в доме для престарелых, было взято интервью по поводу его, якобы, участия в подделке фильма о бигфуте. Чеймберс сказал, что никакого отношения к фильму Паттерсона-Гимлина не имеет, что слух об этом распространяли его сослуживцы. В ответ на вопрос, почему он не опроверг этих слухов, Чеймберс признался, что в профессиональном смысле эти слухи были ему выгодны, укрепляя веру в его мастерство. На вопрос о том, смог бы он изготовить костюм такого качества, Чеймберс ответил отрицательно (The Journal of the North American Science Institute, vol. 1, 1997, pp. 5-8).
Необычное происшествие случилось на склонах горы Заадан близ моря в Абхазии. Совсем близко к горе расположилось село Тхина. Местные жители, как и вообще горцы на Кавказе, издавна были наслышаны о живущих в лесах и, как правило, на горных склонах, где есть укрытия и пещеры, так называемых диких людях. Описывали их так: мол, они высокорослые, волосатые, быстро бегающие, живут непонятно, скрытно, но на людей не нападают, и слава богу.
С точки зрения дикого человека, места в Абхазии теплые, субтропические - не замерзнешь. Да и с голода не пропадешь: в лесах среди хвойных и лиственных, вечнозеленых лиан и плющей полно плодовых деревьев - ореховых, ягодных, каштановых, грушевых. Да и зверья предостаточно - от мелкого до крупного.
Поэтому, когда однажды - а именно в 1880 году, тхинские охотники заметили на склоне горы Заадан волосатое дикое существо, большого страха они не испытали. Более того, успели заметить (а мужской взгляд на такую деталь наметан), что это существо было женщиной.
Среди охотников в те времена ходила молва, что дикие люди часто по-обезьяньи реагируют на человеческие запахи. Поэтому кто-то из охотников додумался оставить в буреломе потные штаны. «Дикая» клюнула на мужской запах, подняла штаны и попыталась надеть их. Тут охотники не просто кинулись на нее, а применили свою хитрость - набросили сеть. Это было естественно: иначе бы не совладали с двухметровой мускулистой «дамой». Поймать поймали, но что делать с ней дальше? Никто не осмеливался заигрывать с волосатой красавицей, и, посовещавшись, джигиты решили доставить ее начальству. Добычу привезли правившему тогда Абхазией князю Ачбе. Как он с ней обошелся, никто не знает, но вскоре стало известно, что он «сплавил» ее своему приятелю-кунаку - вассалу Челокуа. Однако у того она тоже долго не задержалась.
Приехавшего к Челокуа соседа, дворянина Эдги Генабе, необычная «кавказская пленница» заинтересовала гораздо больше, чем всех ее прежних хозяев. После распитой бутылки крепкой чачи хозяин легко подарил ее гостю. Князь Генабе был, видимо, любознательным человеком и решил выяснить, можно ли очеловечить, приручить, приобщить к цивилизации дикарку. Он велел построить для нее на горном склоне сарай, обнесенный высоким частоколом. Поначалу из-за того, что на дикарку нападали приступы неистовства, ее пришлось даже посадить на цепь. Но постепенно она успокоилась, привыкла к своему заточению, тем более что ее сытно кормили (что немаловажно для ее соплеменников, добывающих тяжелым трудом пищу).
Со временем с «дикой» сняли оковы. Слух о ней распространился за пределы Абхазии, и к Генабе нередко заглядывали гости, чтобы поглядеть на человекообразную или звероподобную представительницу неизвестно какого роду-племени. С этой целью наведывались и образованные люди, рисовали ее, описывали поведение.
Все тело дикой женщины с головы до ног, особенно в нижней части, было покрыто черно-рыжеватыми волосами, не очень длинными и не густыми. На лице они были совсем редкими и шелковистыми. А на голове возвышалась, как папаха, беспорядочная, свалявшаяся копна жестких блестящих волос. Они гривой спускались на плечи и спину. На ладонях и у ступней растительности не было.
Генабе дал ей имя Зана - по ее родной горе Заадан. Со временем она стала отличать любовника-хозяина от остальных его домочадцев. Зана даже стала побаиваться его окриков, а со временем он приучил ее снимать с него сапоги. Но говорить она так и не смогла, только мычала и бормотала.
Шло время, и успехи дикой женщины становились все заметнее. Зана стала откликаться на свое имя. Все реже она рычала, когда из-за чего-то раздражалась. Случалось, радовалась и при этом издавала тонкий металлический смех. К примеру, когда местная ребятня приносила ей орехи. Их она развлекала тем, что ловко колола орехи пальцами ног. Эти пальцы широко раздвигались и могли быть очень подвижными и хваткими. Умело шелушила приносимые початки кукурузы. Мясо предпочитала сырое и как «приправу» выбирала коренья и травы. Словом, можно сказать, что постепенно контакт становился все глубже.
И вот наступил такой момент, когда Генабе велел выпустить Зану на волю. Все село было заинтриговано, что же произойдет дальше. Навсегда ли покинет Зана своих пленителей и уйдет в родной лес? А может, она уже привыкла к людям? Ведь даже зверей приручают. И чего в ней больше - человеческого или животного?
В итоге вышло так: Зана несколько дней побродила по лесам и склонам горы Заадан. Может, узнавала знакомые места. Нюхом и слухом она обладала превосходным. И через несколько дней свободы опять оказалась в селе. Случалось, еще убегала в лес, но снова и снова возвращалась к своей насиженной и належанной яме, где она в любое время года спала на соломе.
Более того, местные жители начали приучать ее к труду. Словом или жестом, окриком или поощрением ее приобщали к несложной работе. Зана без устали крутила жернова, приносила на водяную мельницу и относила обратно тяжелые мешки - одной рукой легко поднимала 80-килограммовую тяжесть. Казалось, сама радовалась, что нашлось применение мускулистым рукам и ногам. Ведь при этом люди выражали ей свое одобрение и похвалу. Правда, подносимые ей телогрейки, платья, а тем более обувь она оценить не смогла. Даже надетую при посторонней помощи одежду потом срывала и отбрасывала.
К нудизму Заны в селении привыкли, тем более что низ живота у нее был прикрыт густыми волосами. Правда, обращали на себя внимание ее колыхающаяся при ходьбе большая грудь и толстый зад. Естественно, ноги ее нельзя было назвать точеными - массивные, крепкие от голеней до лодыжек, посредине они не имели утолщения. Словом, фигурка без особого изящества, но это как для кого. Говорят, что многие местные джигиты находили ее привлекательной... Начиная с хозяина Генабе.
Говорили, что Зана любила и летом, и зимой плавать в ледяной воде Моквы и что после бурных ласк она проделывала это, окуная и своих партнеров. Так ли все обстояло на самом деле, сказать трудно. Но то, что крутобедрая дикарка неоднократно беременела от местных лихих джигитов, стало неоспоримым фактом: у нее появились дети. Принимала новорожденного она сама, без посторонней помощи, несла обмывать его в горной речке (видимо, так принято у «снежных людей»). После того, как первый младенец не выжил после такой купели, односельчане стали отнимать младенцев у дикой мамки. Выкармливали и растили их в разных семьях, помогая всей общиной. Так у Заны появились две дочери и два сына. Сама она, согласно записям, умерла в 1889 году, как помнят старики, при родах, прожив лет до 50.
Дети Заны отличались низким уровнем духовных способностей, однако были вполне пригодны к труду и общественной жизни. Как определили уже в ХХ веке гоминологи и медики, почти ничего из неандертальских черт матери они не унаследовали. Хотя физической силой сыновья ее не были обижены - могли вырывать с корнем деревья. Нравом правда, были задиристы и драчливы. А вот дочери выглядели даже миловидно. Остались от Заны и внуки-правнуки. И тоже не хилого сложения. Один из них мог держать в зубах стул с сидящим на нем человеком и при этом танцевать. Он нередко сопровождал альпинистов в горах. К несчастью, рано пристрастился к чаче. Может, сказалась и эта наследственность - джигиты в свое время приучили Зану к вину.
В память о дикой женщине и до сих пор у высокогорного села Тхина, на склоне Заадан, существует родник Заны. Говорят, она охотно носила воду из источника в большом кувшине.
В местах обитания дикой женщины побывал в начале 70-х годов XX века московский профессор, гоминолог Б.Ф.Поршнев. В живых Зану он уже не застал, но познакомился и подолгу беседовал с ее внуками. Именно тогда во всем мире поднялась новая волна сенсационных публикаций на тему снежных людей. Называли их по-разному: и дикими, и косматыми, а в отдельных регионах по-местному: в Индии - йети, в Австралии - яху, в Америке - бигфут (большая нога), в Японии - они, в России - анчутки, лешачие и т.д.
В настоящее время особенно часто сообщения о встречах со снежными людьми приходят из горных районов Центральной Азии. По мнению некоторых ученых, именно здесь 200 тысяч лет назад появились первые люди, и здесь же произошло их разделение на два вида: человека разумного и троглодита. В одной экологической нише оказались два «напарника», и между ними началась напряженная и бескомпромиссная борьба за выживание. Но, как установила наука, два конкурирующих вида могут жить рядом друг с другом только при условии их максимального различия, усиливающегося в процессе эволюции, естественного отбора.
И вот мы, называющие себя «человеком разумным» (homo sapiens), начинаем вести преимущественно дневной образ жизни, доверяя больше своему разуму, все больше и больше усложняя свою культуру. Троглодит идет по другому пути: у него огромная физическая сила, вместо разума развиваются чувства, помогающие выжить в лесах и на ледниках, а образ жизни становится преимущественно ночным. Так, наравне с человеком разумным, продолжает существовать снежный человек.
Почему же так редки сообщения о встречах с этим представителем «тупиковой» ветви эволюции? Среди различных гипотез, догадок, предположений существует одна, объясняющая его способность скрываться в любых природных условиях - от лесотундры низовьев реки Оби до гор Тянь-Шаня и Памира. У троглодита, чтобы выжить в условиях конкуренции с человеком разумным, могли резко усилиться телепатические способности. Он, вероятно, умеет настраиваться на наши мысли, и тогда сам определяет время и место встречи. Если чувствует агрессивные помыслы, то вооруженному охотнику в погоне за снежным человеком вряд ли когда-нибудь повезет.
Кавказский регион, с его рельефом, климатом, передвижением племен и народов, исследователи считали вполне благоприятным для пребывания, убежища разного типа «снежных», «лесных» или «диких людей». Один из ученых-гоминологов назвал Кавказ своеобразным «огромным вокзалом» для кочевников, завоевателей, иммигрантов, странников.
Сам же термин «снежный человек» появился в 20-е годы ХХ века в ходе исследований в Центральной Азии, в Гималаях. Кстати говоря, ученые считают его неудачным, возникшим при ошибочном переводе.
«Выражение «снежный человек», - писал профессор Б.Поршнев, - ни в коем случае не должно пониматься в том смысле, что данное существо живет в области вечных снегов (или проводит там большую часть жизни). Подобные определения используются и в названиях некоторых других животных - например, название «снежный барс». Но это всегда означает лишь то, что данное существо принадлежит к тем видам животного мира, которые обитают в высокогорных районах. Однако оно появляется в зоне вечных негов и глетчеров лишь в период миграции. Но живет и находит себе пропитание ниже границы снегов, среди скал и на альпийских лугах, а иногда даже в субальпийской зоне, в лесах, на каменистых пустынных плато и в камышовых зарослях. Альпийская зона известна богатой и разнообразной растительностью, а также разнообразием животного мира».
В Гималаях снежный человек также известен как медведечеловек или тибетский йети. Полагают, что снежный человек обитает в горах Гималаев выше линии снегов. Местные шерпы верили в этого зверя с их самой ранней известной истории. Разные экспедиции отправлялись на поиски йети, но никто не вернулся с живым или мертвым существом, каким-нибудь его кусочком скелета или кости, волос или кожи, следами выделений или остатками жилища. Но вера в него до сих пор сильна.
Различные следы по-видимому гоминидного происхождения, найденные выше линии снегов, приписываются этому зверю. По анализу ученых, веривших в существование йети, следы говорят о гоминиде высокого роста, вероятно около 7 футов (2,13 м). Многие ученые, включая известных зоологов, однако, высказывали предположение, что следы, приписываемые большому гоминиду, скорее всего были оставлены медведями. Хорошо известно, что большинство медведей способны ходить на своих двух задних ногах в почти вертикальном положении. На больших расстояниях эти прямоходящие медведи вполне сошли бы за гоминида по виду и позе. При некоторых походках некоторые медведи, как оказалось, оставляют следы, которые кажутся следами большого гоминида: задняя ступня, частично перекрывающая переднюю, кажется ступней крупного человекообразного существа.
Другие сомнительные следы йети, найденные выше линии снегов, также отнесены к другим животным, живущим в Гималаях, таким как козы, волки и снежные леопарды. Другие следы, предположительно принадлежащие снежному человеку, приписываются отпечаткам, оставленным упавшими камнями, булыжниками и глыбами снега. Тем не менее многие уважаемые натуралисты и исследователи зарегистрировали поразительные следы, оставленные по-видимому реальными животными, живущими в Гималаях, которых до сегодняшнего дня скептики не способны объяснить как оставленные известным существом.
Британские ученые, ведущие поиски «снежного человека» (на языке местных жителей – «йети») в Бутане, заявили, что нашли неопровержимые свидетельства его существования. В местечке под названием «Мигьюр-Шитекса» (что переводится, как «место, где йети избавляются от своих вшей») в большом дупле одного из деревьев они обнаружили черные волосы. Их ДНК не имеют аналогов ни среди людей, ни среди известных животных. По словам корреспондента лондонской газеты «The Times» Марка Хендерсона, эта находка «удивила скептически настроенных исследователей».
Брайан Сайкс, профессор генетики человека из Оксфордского института молекулярной биологии, заявил: «Мы не знаем, кому принадлежит эта ДНК. Это не человек и не медведь… До этого мы никогда не встречали ДНК, принадлежность которой не могли бы распознать».
Кроме этих волос, ученые обнаружили следы ступней длиной 19 см.
Даша Палден Дорджи, член семьи короля Бутана, так прокомментировал находки: «Для нас в них нет ничего нового. Мы и так знаем, что йети существуют…»
Знание о йети было частью религиозных верований и традиций шерпов еще с ранних дней буддизма в этом регионе. Они полагают, что на верхних склонах Гималаев живут духи и демоны, а на нижних - йети. Возможно, подразумевалось, что эти загадочные люди существуют как духи, всегда прячась от взгляда простых смертных.
Первым хорошо известным и задокументированным наблюдением феномена, приписываемого йети, было обнаружение отпечатков оголенных ступней в снегах горы Эверест на высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году. Наблюдение было сделано полковником Говард-Бери (C.K. Howard-Bury), хорошо известным и уважаемым альпинистом. Это случилось, когда он возглавлял экспедицию на Эверест. При осмотре следов носильщики сообщили, что они принадлежат меч-кангми, что в приблизительном переводе означает снежный человек ("канг" - снег и "ми" - человек), отвратительно пахнущий ("меч" примерно переводится как выражение чего-то отвратительного - хотя слово само по себе можно перевести различными другими значениями, происходящими от больших различий тибетского диалекта). Так родилось слово снежный человек.
СМИ немедленно сделали сенсацию из открытия до сих пор неизвестного вида животных, возможно даже гоминида, который может быть близким родственником современного человека. С другой стороны наука подошла к ситуации со скепсисом и ни одно серьезное научное исследование не было проведено в течение нескольких лет после открытия.
С тех пор произошли тысячи наблюдений неуловимого существа и его знаменитых следов. Самое известное и возможно то, что заставило провести серьезное научное исследование возможности существования этого и других гоминидов, это серия четких фотографий, сделанных Эриком Шиптоном (Eric Shipton) в 1951 году во время экспедиции на Эверест. Фотографии были сняты в месте под названием Менлунг Гласир (Menlung Glacier) примерно на высоте 22 000 футов (6 705 м). Самый заметный след был измерен как 12,5 x 6,5 дюймов (31,25 x 16,25 см) с помощью сфотографированного рядом ледоруба. Это одно единственное наблюдение стало легендарной основой веры в возможность существования гигантских гоминид и проложило дорогу серьезному научному изучению других гигантских волосатых людей-обезьян, таких как сасквоч (Sasquatch) и бигфут.
Самое интригующее и самое спорное наблюдение йети было сделано в 1970 году Доном Виллансом (Don Whillans). Вилланс был заместителем руководителя экспедиции на южную сторону Анапурны в Непале. На месте лагеря, который разбили Вилланс и Дугал Хастон (Dougal Haston) на высоте 14 000 футов (4 267 м), группа наткнулась на ряд по-видимому человекоподобных следов в месте, где не было людей отродясь. После фотографирования следов Вилланс увидел в свой бинокль темное двуногое существо, убегающее по той стороне горы, где стоял их лагерь. Наблюдение длилось полчаса, пока существо не исчезло в группе деревьев. Хотя высота места была ниже, чем в большинстве случаев наблюдения следов, на которой галлюцинации никогда не фиксировались и никто из группы не взял виски, многие скептики все еще сомневались в реальности наблюдения. Однако из-за отсутсвия ранее у Вилланса интереса к снежному человеку, можно предположить, что он действительно видел, как что-то исчезло в деревьях в тот день.
Непальскому населению область наблюдений йети давно известна под названием "местность великой обезьяны".
Более раннее наблюдение возможно существующего гоминидного создания было произведено А.М.Томбази (A.M.Tombazi) в районе Сиккима (Sikkim) в 1925 году. Несмотря на то что считается, что это было наблюдение йети, это могло быть наблюдение и другого существа, возможно родственного и похожего на снежного человека.
Йети называют разными именами в зависимости от географического положения региона наблюдения или легенды. В Непале известны 3 типа снежного человека: очень большой йети, являющийся по словам вегетарианцем, исключая случаи, когда недостаток пищи заставляет его становиться всеядным; меньшая разновидность, агрессивная и плотоядная; и существо, часто зовущееся ракши-бомпо (Rakshi-Bompo), часто вредное, нападающее на посевы, но быстро убегающее при приближении людей. Ракши-бомпо возможно получил свое имя от зверя, о котором есть упоминание в индийской эпической поэме "Рамаяна". Эта поэма 3-4 веков содержит отрывки, говорящие о существовании демонов по имени Ракша (во множеств. числе Ракшаса), которых часто описывают имеющими ту же внешность, что у снежного человека.
В различных областях Гималаев йети зовется банг (Bang), бангйакри (Bangjakri), бан-ванас (Ban Vanas) и ван-манас (Van Manas) вместе с рядом других имен.
В поисках снежных людей организовывались экспедиции, добывались слепки следов, образцы волос, фотографии логова и изображения таинственных неизвестных существ, даже экскрементов для исследований. Достичь большего не удавалось. Исключением стала только Зана, оставившая после себя потомков.
Итак, наблюдений "снежного человека" много, их анализу посвящены тома научной литературы. Однако однозначного ответа на вопрос о его происхождении до сих пор нет. Напротив, чем дольше продолжаются поиски и исследования, тем острее встают вопросы. Почему наблюдаются в основном единичные особи "снежного человека"? Могут ли выжить небольшие, судя по всему, популяции этих существ, обитающие в практически изолированных, труднодоступных, не связанных между собой районах? Почему не удается поймать "снежного человека", несмотря на многочисленные экспедиции?.. И еще немало вопросов, на которые пока нет ответов...