Новости
|
Украинский внедорожник ВЕПР
Об автомобиле повышенной проходимости ВЕПР, созданном в г. Кременчуге писалось уже не раз. Но, мелькавшая то тут, то там информация настолько туманна и противоречива, что понять, где правда, где вымысел, без личного знакомства с этой машиной не представляется возможным. Что, собственно, и сделано. Но открывшаяся информация из первых рук оказалась настолько масштабной и интересной, что уместить ее в рамках одной статьи просто не реально. Поэтому настоящей статьей мы открываем цикл рассказов об автомобилях семейства ВЕПР и их создателе - Пилипенко Владимиром Ивановичем.
Владимир Иванович Пилипенко - инженер-испытатель, изобретатель и конструктор, солидную часть своей жизни посвятил автомобилям повышенной проходимости - грузовикам КРАЗ, которые испытывал в условиях Крайнего Севера еще при Союзе. По его словам, в те далекие 80-е года ХХ века было создано немало интереснейших, уникальных машин, способных выполнять самые различные задачи в тяжелейших условиях. Но, как и многое в СССР, эти разработки в серию не шли. Все эти 2-х, 3-х, 4-х осные, сочлененные, с высокой проходимостью и огромной живучестью машины вролне успешно проходили испытания в Якутии, на Ямале или Чукотке, а потом отправлялись ржаветь где ни будь на площадях завода, в парке испытательского центра.
Именно тогда и родилась идея создания автомобиля высокой проходимости, не боящегося ни глубокого снега, ни воды, ни болот. Но тогда "пробить" эту идею, воплотить ее в жизнь было невозможно, поэтому сам ВЕПР был создан гораздо позже - спустя многие годы.
Владимир Иванович охотно рассказал, что он заложил в ВЕПР и чего хотел добиться. И для наглядности даже начертил на бумаге.
В автомобиле ВЕПР реализованы его "10 правил высокой проходимости", включающих не только настоящий полный привод, высокий крутящий момент силового агрегата и запас прочности конструкции, но и полностью независимую подвеску, колесные редуктора, малые свесы, защищенность узлов, подкачку шин и многое другое.
Автомобиль создавался, как говорится, по науке и по здравому смыслу.
На сегодняшний день создано целое семейство автомобилей ВЕПР и разрабатываются новые модели.
Уже знакомый нам ВЕПР-К (Commander), ВЕПР-М (Охотник), ВЕПР-С - знаменитая "Кольчуга". У всех этих машин единая платформа.
ВЕПР-К - это некий симбиоз БТР и легкового внедорожника, как сказал Владимир Иванович, трактор по проходимости и серийный "джип" по комфорту.
При своей длине с "Волгу" ВЕПР-К имеет ширину рейсового автобуса и, если рядом поставить легковушку, то сразу понимаешь - перед тобой серьезная машина.
Внушительный клиренс - 600 мм. позволяет легко преодолевать препятствия, скажем, бетонную балку в 500 мм. ВЕПР-К "переступил", как ветку в лесу.
Силовая установка автомобилей ВЕПР - это 4-х либо 6-ти литровый дизельный агрегат компании "Ивеко", агрегатируетый с 6-ти ступенчатой МКПП этого же производителя. То есть, ВЕПР имеет 12 скоростей - 6 + 6 на пониженной и 2 задние.
Кузов создавался под заказ - дизайн разработан самостоятельно. Как и оптика - головная и задняя. Головная оптика создана с учетом не только экстерьера и общей концепции, но и законов аэродинамики - при движении по грязи и воде, в снег оптика практически не загрязняется, как и задние стекла.
О стеклах: они изготавливаются под заказ в Запорожье. Большой угол лобового дает у ВЕПР-К дает неплохие показатели - коэффициент сопротивления около 0.35.
Предоставленный нам автомобиль подготовлен для спорта, он участвовал в ралли-Ялта и различных внедорожных соревнованиях, поэтому у него есть некоторые отличия от стандартного ВЕПР-К - как то алюминиевая приборная панель, дополнительные приборы и оптика, спортивные "ковши" и так далее.
Внимательные джиперы заметят - у ВЕПР-К два шноркеля с фильтрами против воды. Решение вполне логичное: при серьезном "заплыве" с креном двигатель не хлебнет воды, а будет отбирать воздух по каналу с меньшим сопротивлением, через шноркель, который выше.
ВЕПР-К оборудован электровентиляторами системы охлаждения двигателя - Владимир Иванович вискомуфтам не доверяет. Снизу все узлы и агрегаты защищены по максимуму - днище - это гладкая "лыжа", где ничто не выпирает.
Бак спрятан под багажным отделением, в максимально безопасном месте и отлично прикрыт листами защиты. ВЕПР создавался с учетом возможной эксплуатации в условиях Крайнего Севера, при температурах -40-50 оС, поэтому все резинотехнические изделия - морозостойкие, реализована система обогрева топливного бака, салон имеет дополнительный отопитель и верхнюю систему вентиляции.
Сам салон. Он огромен. Расстояние между водительским креслом и сиденьем переднего пассажира действительно "автобусное". А на 2-м ряду достаточно места для троих даже очень крупных пассажиров.
За задним рядом сидений расположено багажное отделение - по сути спальное место для 2-х человек. Опять же, с учетом поездок на дальние расстояния, путешествий, активного отдыха или доставки больного, пострадавшего.
Как упоминалось ранее - именно этот автомобиль имеет алюминиевую переднюю панель.
Серийная же панель выглядит так:
Руль - короткоходовый, полное вращение 2.9 оборота.
Посадка - ну очень высокая. И кажется, что в движении ВЕПР будет болтать, как ялик в шторм. Но нет. Как это не удивительно, ВЕПР идет ровно и при резком заходе "на метелку" боковой крен минимален. Вместе с этим его нельзя назвать жестким - специально накинули несколько кругов по всевозможным неровностям. ВЕПР может соперничать по плавности хода с комфортабельными импортными внедорожниками.
А секрет в элементах подвески. Всех секретов Владимир Иванович, понятное дело, не раскрыл. Но все таки сказал, что в ВЕПРе стоят пневмоцилиндры от военного самолета. Поэтому ВЕПР не боится, ни бугров и ям, ни прыжков, которые исполняет с легкостью и грацией багги.
По трассе ВЕПР-К способен развивать скорость около 140 км./час, вполне прилично, хотя задача ВЕПРя иная.
Бездорожье. С виду непроходимое. Вот здесь он в своей среде. Зимой и летом.
Не смотря на явную актуальность автомобиля ВЕПР-К, востребован он крайне низко. И это в Украине, России и Беларуси - странах, где дорог, по сути, нет, есть одни направления. Владимир Иванович шутит: у нас прекрасные дороги, ни один захватчик не пройдет. Поэтому их не нужно ремонтировать, лучше строить хорошие автомобили, такие, как ВЕПР или лучше.
А ведь эта машина может работать где угодно. Идти по зимнику, служить в МЧС и медслужбе, у геологов и нефтяников. Проблем с комплектующими и запасными частями нет. Почему бы не снять с производства устаревшие машины и не дать "зеленый свет" подобным проектам? Ведь ВЕПР пройдет там, где может "сесть" УРАЛ или ЗИЛ, и уж точно "засядет" УАЗ.
Владимир Иванович пожимает плечами: политика. Вот так и "уплывают" за границу проекты, идеи, люди... Его ВЕПРем интересуются хитренькие американцы, немцы, англичане. Компания "Шмайсер", например. Они все ищут выгоду для себя. И неоднократно предлагали Пилипенко переехать работать за границу. А Владимир Иванович не едет. У него еще много проектов, много идей, которые он намерен воплотить в жизнь здесь.
Он по секрету поделился: готовит новую машину, под рабочим названием ВЕПР-2015. И, возможно, он будет участвовать в ралли мирового масштаба. А еще, может быть, это будет самый мощный автомобиль в мире.
Во всяком случае - он уже есть в металле. И с разрешения автора мы размещаем тизеры этого авто.
А весной 2011 года инженер-испытатель, изобретатель и конструктор Пилипенко планирует проводить полевые испытания новой разработки. И мы уже получили на них приглашение.
Продолжение следует...
После обработки материалов, на нашем ресурсе будет размещено несколько фильмов и фотогалерей. А в следующей статье мы расскажем о ВЕПР-М "Охотник" и ВЕПР-С "Кольчуга".