Новости
|
Опыт макросъемки с помощью “Индустар-50-2” и “Canon EOS 400D”
Год назад я приобрел “тушку” цифровой зеркальной камеры “Canon EOS 400D” (без объектива), рассчитывая на то, что в ближайшем будущем докуплю к ней хороший макрообъектив. В тоже время член Макроклуба Надежда Муравьева любезно подарила мне, за что я ей безмерно благодарен, объектив “Tamron AF18-200mm F/3,5-6,3 XR LD Aspherical (IF) Macro”, который хоть и имел заветное слово “макро” в своем названии, однако после первых же снимков сильно разочаровал меня. Замыленная картинка и невысокая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), на мой взгляд, по качеству были немного лучше снимков, сделанных моим старым “Nikon Coolpix 4300”. Об участии в конкурсах с такой оптикой можно было забыть. Зрела необходимость менять объектив на что-то более резкое. Но на что?
Я часто смотрел на свою ”коллекцию” старой пленочной зеркальной фототехники, включающей немалое число объективов, и думал, как бы обмануть логику “Canon EOS 400D” и прикрутить эту оптику к нему? Оказалось, что не одного меня занимал этот вопрос, и все уже давно сделано!
Фото 1. Вид со стороны байонета переходного кольца Canon – М42 “Поиск-фото”. В нижней части видна приклеенная группа контактов “Одуванчик”.
Выход нашелся в виде “Одуванчика”, как его назвал разработчик Виктор Лушников, и переходного кольца с байонета Canon на резьбу М42х1. “Одуванчик” представляет собой группу контактов в пластиковом корпусе, внутри которого находится перепрограммируемый чип, позволяющий активировать логику зеркальной цифровой фотокамеры и использовать старые объективы с дополнительными возможностями (например, подтверждение точности наводки на резкость, применение выносных вспышек Canon Speedlite в автоматическом режиме E-TTL, запись в EXIF файла информации параметров съемки). Эта группа контактов приклеивается на переходное кольцо (фото 1), в которое ввинчивается объектив. По умолчанию “Одуванчик” работает с приоритетом диафрагмы, т.е. на “тушке” выставляется минимальное значение диафрагмы, а вы подбираете нужную выдержку под то отверстие, которое устанавливаете на объективе.
Современный “Одуванчик” перепрограммируемый. Перепрограммирование “Одуванчика” включает не только установку фокусного расстояния под конкретный объектив для ввода в EXIF файла корректных параметров фокусного расстояния (это никак не влияет на саму фотосъемку). Более тонкая настройка позволяет сделать много полезного при условии, что вы снимаете в автоматическом режиме. Однако в этом режиме затвор “тушки” блокируется до тех пор, пока камера не подтвердит точность наводки на резкость. В моем случае это оказалось неприемлемым, и всю автоматику “Одуванчика” пришлось выключать по инструкции с сайта разработчика, переводя его в режим ручной настройки (“М”), чтобы обеспечить работу затвора даже при нерезком изображении.
“Одуванчик” давно привлек внимание фотографов и неоднократно обсуждался и обсуждается в интернете. Единого мнения по его использованию нет, но у кого имеется возможность приобретать фирменные объективы “Одуванчик” и отечественную оптику не используют из-за отсутствия удобств автофокуса и долгой процедуры ее смены, что очень часто бывает необходимым во время макроохоты на быстродвижущиеся объекты. Мне же нужно было просто фотографировать малоподвижных насекомых, да и автофокусом я пользовался нечасто.
Фото 2. Установленный на тушку “Canon EOS 400D” через переходное кольцо с “Одуванчиком” и удлинительные кольца М42 объектив “Индустар-50-2”.
? В связи с тем, что в условия моей задачи не входило тестирование различных объективов на предмет их качества , то для первого опыта своей макрофотосъемки я решил использовать штатный зенитовский объектив с рабочим отрезком 45,5 мм – наиболее распространенный и массовый “Индустар-50-2” (3,5/50). Этот выбор был обусловлен несколькими причинами, главными из которых оказались не только доступность, но и малый вес (126 г), малые размеры (50 мм диаметром при максимальной высоте 30 мм), очень мягкий ход наводки на резкость и относительная простота конструкции. Все перечисленные характеристики немаловажны в условиях полевой макрофотосъемки. Кроме того, когда-то на форуме Красногорского Механического завода (КМЗ) мне посоветовали именно этот объектив для фотографирования. Также, по отзывам других фотографов, он является очень резким объективом, хотя многое зависит от конкретного экземпляра. Как показал результат, действительно, объектив (опробованы два разных образца: экспортный и для внутреннего рынка) оказался более чем достойным похвалы.
После выбора объектива пришло время выбора тестового объекта. Им стала линочная шкурка (экзувий) нимфы прямокрылого насекомого семейства прыгунчиков (Orthoptera, Tetrigidae, Tetrix subulata (L.)). Эти насекомые как раз жили у меня дома в террариуме, и одно из них только что перелиняло, оставив свой экзувий на гнилушке. Размеры шкурки были весьма невелики: одно заднее бедро составляло всего 4 мм, при всей длине шкурки около 7 мм. Решено было сделать максимальное увеличение таким, чтобы экзувий занял весь кадр по высоте. Для этого пришлось навинтить почти двойной комплект макроколец (фото 2), а именно: два кольца по 28 мм, два по 14 мм и одно в 7 мм (общая длина колец составила 91 мм). Затем фотоаппарат был установлен на штатив, а объект съемки освещен настольной лампой дневного света. Оказалось, что подтверждение точной наводки на резкость в таком тандеме объектива и большого числа колец уже не работает, однако это не мешало съемке. В итоге лучшие кадры из тех, что были сделаны с брекетингом экспозиции или диафрагмы, получились при диафрагме 1/16 и выдержке 0,8 с. Для исключения сотрясения камеры и смазывания изображения использовался автоспуск.
Фото 3. Линочная шкурка нимфы последнего возраста самца прямокрылого насекомого Tetrix subulata (L.). Цифровая фотография выполнена объективом “Индустар-50-2” с набором колец (объяснения в тексте).
Уже сделав первый снимок (фото 3), я понял, что результат по сравнению с “Tamron AF18-200mm ... Macro” превзошел все мои ожидания. Картинка оказалась резкой, а ГРИП весьма приличной. Особо замечу, что на фотографии не кроп, а почти весь кадр (удалена всего лишь небольшая полоса справа для приведения кадра к формату 4:3). Эта, а также другие цифровые фотографии, сделанные отечественными объективами для пленочной фототехники с использованием “Одуванчика”, размещены в моей галерее на сайте Макроклуба.
Вот и выходит, что для, не побоюсь этого слова, качественной студийной макросъемки или таковой, не связанной с динамичными объектами, совсем необязательно иметь дорогой автофокусный макрообъектив. Цена всего вопроса сводится к цене “Одуванчика” и переходного кольца (у производителя на октябрь 2008 г. комплект в сборе – минимум 1500 руб.). Объектив “Индустар-50-2” (3,5/50), если у вас не осталось старого “Зенита”, можно попросить у знакомых бесплатно, или купить в комиссионке за 50-300 руб. Все это выходит в 5-10 раз дешевле фирменного автофокусного макрообъектива.
Уже после я опробовал для обычной съемки другие объективы с резьбой М42х1 и рабочим отрезком 45,5 мм: зеркально-линзовый телевик “МТО-1000АМ” (10,5/1100), портретник “Юпитер-37А” (3,5/135), штатники “Гелиос-44-2” (2/58) и “Индустар-61Л/З-МС” (2,8/50), а также широкоугольник “Мир-1В” (2,8/37). Некоторые из них ранее были протестированы другими, но качество всех снимков, полученных с этими объективами, меня более чем устроило. Единственно за отсутствием не удалось попробовать (хотя и очень хотелось) сверхширокоугольник (“рыбий глаз”), например, МС “Зенитар” (2,8/16), но и он, говорят, работает корректно.