Ник:
Пароль:

Опросы

Как Вы попали на наш сайт?!

Я давно его знаю, перешел из закладок
Нашел в поисковике
Увидел ссылку на другом сайте
Увидел ссылку на форуме
Из социальной сети
Увидел ссылку в блоге
Нашел ссылку в каталоге сайтов
ДРУГОЕ


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 173
Комментарии: 5

Добавить проект

global ; echo (2); ?>

Новости



Новости > Фотография и видео > Советы для фотографов и видеооператоров

Основы работы со студийным импульсным светом

3
Разместил: Бармалей Дата: 03.12.2012 Прочитано: 5837
Советы для фотографов и видеооператоров

 

Статья является теоретической частью моих практических семинаров по работе в фотостудии. В ней описываются базовые понятия и термины студийной фотосъемки.

Представленная информация будет полезна фотографам, которые хотят попробовать работать в фотостудиии и уже имеют базовые навыки. Основные понятия и базовые термины я рассматриваю в другой статье Фотография для чайников.
Статья о работе в студии с импульсными источниками света в основном ориентирована на владельцев зеркальных фотокамер. Компакт-камеры, мыльницы и большинство псевдо-зеркальных фотокамер могут некорректно работать в ручном режиме из-за электронного видоискателя, не позволяя осуществить надлежащим образом кадрирование и фокусировку.



Студийное фотооборудование

В фотостудии мы имеем возможность создавать необходимый характер освещения с помощью источников света, светоформирующих насадок и отражателей (рефлекторов).

Студийные источники бывают импульсными и постоянного света.

Источники постоянного света это мощные галогеновые лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие безумное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъемке. В последние несколько лет на рынке появились постоянные осветители типа Falcon LHD-5250 FS. Такие осветители имеют переменную мощность от 150 до 750 Ват. Мощность источника света переключается с помощью набора переключателей (5-ть ламп). Источник света незначительно греется. 

Постоянные источники света удобны тем, что нет необходимости морочить себе голову с синхронизацией и подключением их к камере. Можно использовать с любым типом фотокамер. Еже одним очень важным моментов при использовании постоянного света является то, что мы видим как ложится свет и как будут выглядеть тени. Этот очень удобно, особенно для начинающих фотографов.

Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп, непосредственно лампы вспышки и обычной лампы «пилотного» света (далее «пилот») не большой мощности (порядка 300W). «Пилот» необходим для того, что бы оценить светотеневой рисунок. Его мощности не достаточно для съемки.

Импульсные источники можно разделить по исполнению на 2 типа: моноблоки и генераторы.

В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и пилот выполнены в одном корпусе, который включается в розетку.

В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы  подключаются к этому корпусу специальными проводами. Одно из удобств генераторов это возможность быстро управлять мощностью сразу нескольких источников. Приборы генераторного исполнения обычно более высокого класса и имеют лучшие характеристики (мощность, короткая длительность импульса, скорость перезаряда, надежность) чем моноблоки. Соответственно они значительно дороже моноблоков.

Органы управления (основные: мощность импульса, мощность пилота) могут отличаться в зависимости от фирмы производителя студийного оборудования и модели прибора. Многие фирмы придумывают собственные и весьма интуитивно не понятные единицы мощности! Например для Hensel шкала мощностей выгдядит так:  10 — максимальная мощность, 9 — 1/2 мощности, 8 — 1/4 мощности, 7 — 1/8 мощности, 6 — 1/16 мощности, 5 — 1/32 мощности. А оборудование REKAM   еще более запутанная система шкалы мощности. Читайте внимательно инструкции к студийному оборудованию!

Мощность импульсных студийных источников света указывают в Джоулях (Дж.) Например 150Дж, 300Дж, 500Дж, 1000Дж

Производители профессионального студийного фото оборудования, которые можно купить в Москве: Hensel, Bowens, Broncolor, Profoto, Rekam, Prograph, Visatec, Multiblitz, Elinchrom, Марко-ПРО, Prolinka, GuangBao, Falcon, RayLab.

Светоформирующие насадки. Насадки это навесные конструкции, которые присоединяются к источникам света, через механическое соединение (байонет) и служат для изменения характера светового потока.

Характер света:
- Направленный свет (жесткий, резкий) — свет, дающий на объекте резко выраженные переходы света и тени и в некоторых случаях блики. (пример: прожектор, яркое солнце, любой точечный источник света)
- Рассеянный свет (мягкий, бестеневой) — свет излучаемый большой поверхностью, равномерно и одинаково освещающий объект, вследствие чего на них отсутствуют резкие тени, блики (пример: свет из окна завешенного белой шторой, отраженный свет от светлой стены, пасмурная облачная погода — отражение света от облаков)

Разделение насадок по характеру света:
- Направленный свет — тубусы, «тарелки», соты и др.
- Рассеянный свет — зонты (бывает на отражение и на просвет), софт-боксы и их разновидности и др.

 

Отражатели.
Пассивное световое оборудование. Сами свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять его направление, характер, цветовую температуру. Обычно это белая, черная, золотая или серебристая ткань, одетая на каркас круглой или прямоугольной формы.

 
 
 

Синхронизация светового импульса

Синхронизация импульса -одновременность импульса света и открытия затвора камеры. Перечислим основные способы синхронизации : ИК-пускатель, синхрокабель, вспышка фотоаппарата.

ИК-пускатель — универсальный способ синхронизации. Это небольшая коробочка, которая крепится на место внешней вспышки вашей камеры (т.н.«hot shoe»). Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, в моноблоках есть соответствующие устройства-ловушки.

Синхрокабель — синхронизация через провод, который подсоединяется в синхроразъем на источнике света и в синхро-разъем камеры. Типы разъемов у разных фирм-производителей отличаются.

Вспышка — встроенная или внешняя вспышка вашей камеры «поджигает» источники света (в них установлены «световые ловушки»).  Вспышку ВСЕГДА переводим в ручной режим M! Для того, что бы исключить вмешательство света от вспышки фотоаппарата в световую картину необходимо отвернуть в сторону, а также уменьшить её мощность до минимума, например 1/128 или  1/64 мощности.
В автоматическом режиме (E-TTL, ITTL и т.д.)  вспышка работает так: делается сначала оценочный импульс, что бы определить экспозицию, а затем уже основной импульс. Глаз обычно воспринимает эти две вспышки как одну, но «световые ловушки» в студийных приборах срабатывают по первому импульсу, в результате мы получаем  кадр в стиле «квадрат Малевича» затвор открыт когда приборы уже сработали и потухли от оценочного импульса и не успели за тысячные доли зарядиться и сработать по второму основному импульсу.

Именно поэтому способ синхронизации с помощью внешней вспышки  является неудобным.

 

ir-transmitter

 

radio flash transmitter


Радио-синхронизация – синхронизация по радиоканалу. Обычно это комплект приемника и передатчика. Приемник включается в синхро-разъем источника света, передатчик крепится на камеру, так же как и ИК-пускатель. Плюсы: не «слепнет» на ярком солнце, японские туристы не помешают своими вспышками во время выездной фотосессии.

 

 

Экспонометрия при работе с импульсным светом


Экспо-автоматика современных камер не рассчитана на работу со студийным импульсным светом. Определить экспозицию с помощью камеры невозможно!
Студийная фотосъемка проводится исключительно в ручном режиме (M, Manual) камеры!

Чувствительность матрицы. Снимайте с минимальной доступной для вашей камеры чувствительностью, что бы избежать цифрового шума. Также я настоятельно рекомендую снимать не в JPG, а в RAW. Этому можно было бы посвятить целую статью, но упомянем лишь то, что RAW  предоставляет поистине колоссальные возможности коррекции изображения.

Выдержка. Длительность импульса моноблоков чрезвычайно мала. Следовательно, выставляем в камере так называемую выдержку X-синхронизации, (обычно 1/160-1/200  иногда даже 1/500 сек.).

ВНИМАНИЕ!

Выдержка синхронизации со студийными приборами — минимальная выдержка, при которой полностью открыт затвор. Эта выдержка не пишется в руководствах к фотокамерам и студийным приборам (не путайте с выдержкой синхронизации с внешними вспышками) и подбирается исключительно опытным путём! Она зависит от конкретной модели камеры (а точнее затвора), от конкретной модели студийного источника света и даже от мощности этого источника! Следите, что бы у вас не появлялась темная полоса по краю кадра!

Если поставить выдержку меньшую (более короткую), то вы получите не экспонированную (черную) часть кадра! Читаем о выдержке синхронизации и принципе работы затвора в другой моей статье.
Если поставить более длительную выдержку, то это не повлияет на результат. Мощность импульсного света по сравнению с естественным светом в студии велика (попробуйте сделать кадр с выключенными студийными приборами и убедитесь, что получите черный прямоугольник),  но при съемке на улице выдержка уже влияет на экспозицию.

При работе с импульсным светом в фотостудии, управлять экспозицией  можно только диафрагмой, мощностью приборов (а также расстоянием приборов до модели), а также значением ISO.

 

Определение правильной экспозиции.

Флеш-метр
Для определения правильной экспозиции (правильной диафрагмы) существует прибор флеш-метр. По сути это экспонометр, который в отличие от встроенного в камеру, умеет работать с импульсным светом. Наверняка видели, как к лицу какой-нибудь звезды ассистент фотографа подносит коробочку с белой полусферой? Для использования флеш-метра достаточно прочитать несложную инструкцию.  При съемке на цифру потерял свою былую актуальность и стал  больше имиджевым атрибутом фотографа или инструментом фотографа-зануды, который меряет каждый источник и анализирует полученные значения.


 

 

Гистограмма яркости
Если же флеш-метра нет, не стоит отчаиваться. В любой приличной камере есть возможность отобразить гистограмму полученного кадра.
Гистограмма яркости — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (полутоновые градации от черного цвета слева до белого цвета справа), а по вертикали — относительное число точек с данным значением яркости (чем выше столбец, тем больше точек).

Изучив гистограмму, мы можем получить общее представление о правильности экспозиции (определить передержку и недодержку) и оценить требуемое изменение экспозиции. При съемке нужно всего лишь стремиться, чтобы гистограмма не  упиралась вверхний правый край (переэкспонирование)  или не уползала в левую часть, что означает «недодержку. Надо понимать, что гистограмма зависит от специфики конкретного кадра и поэтому я рекомендую совмещать определение экспозиции с пунктом 3 («переэкспонированные зоны»).


Появление «мигающих» переэкспонированных зон на сюжетно важных частях кадра.
В большинстве фотоаппаратов есть опция «Показывать переэкспонированные зоны» если её включить, то в режиме просмотра гистограммы будут мигать пересвеченные области.  Если области мигают на сюжетно-важных частях кадра, то это верный сигнал прикрыть диафрагму или уменьшить мощность прибора.

НИКОГДА НЕ ОПРЕДЕЛЯЙТЕ ЭКСПОЗИЦИЮ ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ НА ЭКРАНЕ ФОТОАППАРАТА!  Попробуйте поиграться с настройками яркости экрана или с датчиком освещенности, который меняет яркость экрана и вы поймете почему это категорически нельзя делать!

 

В завершении своей статьи хочу сказать, что Вы должны заранее выбрать световую схему, которую будете выстраивать в студии. В студию Вы приходите за час или полтора в зависимости от того насколько вы себя уверенно чувствуете с техникой и подготавливаете выбранную накануне световую схему. Делаете пробные снимки с объязательным контролем результата. Такую подготовительную работу Вы вынуждены делать из-за того, что модель очень быстро устает под ярким светом софитов и вспышек. Особенно это относится к детям. При фотосъемки детей у вас будет всего 10-15 минут, после чего малыши начинают уставать, кривляться и капризничать.

 

Удачных Вам кадров. 

Смотрите также связанные новости

03.05.2019 - Обзор CANON 6D MK II
01.05.2019 - Обзор стабилизатора SNOPPA ATOM 2019
01.05.2019 - Обзор RICOH GR III
30.04.2019 - Сравнение видеовозможностей Sony A7III vs Nikon Z6
14.04.2019 - РАБОТА ПИЛОТОМ ДРОНА. Аэровидеосъемка
06.04.2019 - Представлена камера Panasonic Lumix DC-G95
05.04.2019 - Обновили Panasonic Lumix G 14-140mm F3.5-5.6
20.03.2019 - Обзор Canon EOS RP
05.03.2019 - Зачем столько мегапикселей в фотокамерах?
13.02.2019 - Обзор Olympus OM-D Е-М1X
07.02.2019 - Фотосъемка 3D-панорам
03.02.2019 - Hasselblad готовит среднеформатную камеру X1D Mark II
29.01.2019 - Обзор Panasonic GX9
28.01.2019 - Настройка нодальной точки на панорамной головке
27.01.2019 - Фотошкола "Миг"
24.01.2019 - Olympus OM-D E-M1X: профессиональная 20-Мп фотокамера повышенной надёжности
15.01.2019 - Замораживаем движение
14.01.2019 - Выбираем штатив
13.01.2019 - Фотокурсы
31.12.2018 - Фотосъемка лесных пейзажей


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Нет содержания для этого блока!