Новости
|
Полевой тест фотоновинок SONY 2011 – камеры SLT-A77 и SLT-A65
24 августа компания SONY представила разом наверное самое большое количество фотоновинок за всю истории линейки Alpha.
Для их презентации было устроено отличное мероприятие в столице Греции, Афинах, которое в типичном стиле SONY содержало минимум пафоса и маркетинговых речей и максимум возможностей для тестирования техники для журналистов со всего мира. Именно этим честным стремлением быть лучшими, а не называться лучшими, товарищи из SONY мне очень импонируют. Это конечно не означает, что сами продукты идеальны, в новинках есть много долгожданного, есть и некоторые уже видимые минусы. Обо всем этом я и постараюсь рассказать в этой и последующих статьях.
Хочу сразу предупредить – камеры А77 и А65, хотя и были с прошивками версии 1.0, несут на борту еще не окончательную версию софта. У меня не было подвисаний, но я видел их на других камерах, что тестировались параллельно, а у меня периодически пропадал пункт меню. Конечно, серийные образцы будут с окончательной версией софта без этих проблем. В связи с этим, а также в связи с тем, что на данный момент конвертация RAW файлов новых камер возможна лишь в очень скромном по своим возможностям родном Sony Image Data Suite, выводы о качестве изображения и части функционала я бы считал предварительными.
Конвертор с поддержкой RAW SLT-A77 и SLT-A65
Долгожданная старшая камера, «репортажный кроп» – SLT-А77. Эргономика, управление.
Итак, это свершилось ! Ожидание выхода А77 было такого же уровня как первой DSLR в системе Минолта – D7D, первой DSLR после перехода наследия Минолты к SONY – А100, первой DSLR SONY серьезного класса – А700, и первой полнокадровой DSLR SONY – A900.
Но, пожалуй, ни к одной из этих камер не было столько ожиданий в плане новой эргономики и функционала как к А77. Выход ее откладывался, было много вопросов, будет ли это классическая DSLR камера или с использованием технологии TMT (полупрозрачное зеркало - translucent mirror technology). И в любом случае от нее ждали феерических, реально новых ТТХ, в первую очередь полностью новый модуль автофокуса.
И вот она:
Презентационный ролик SLT-A77, снято на А55
Итак, выбор сделан – серия SLT, что означает камеру с полупрозрачным зеркалом (технология TMT). Я очень рад, что SONY решились, и несмотря на ретроградские взгляды, бытующие у части традиционных фотообозревателей, оказывающих несомненное влияние на восприятие новинок – выбрали перспективную технологию за основу своей старшей репортажной камеры. «Зеркалки» уже никогда не будут такими как прежде – видеосъемка стала неотъемлемой частью их функционала вслед за постоянной «живой» картинкой. И единственный на данный момент способ сделать эти функции полноценными, с использованием быстрого фазового автофокуса – это технология полупрозрачного зеркала. Минусы этой технологии по большей части надуманны. Основная проблема сейчас для многих производителей – они пытаются упорно «удержаться в седле» с использованием уже неактуальной в цифровом мире технологии классического затвора DSLR. Использование полупрозрачного зеркала – это своевременный шаг вперед.
Я обычно не привожу фото камер и их ТТХ в обзорах, а концентрируюсь лишь на тестах картинки, но в этот раз изменю своим правилам, ибо мне кажется, что новинки надо внимательно рассмотреть во всех ракурсах и в сравнении. Фото сделаны в походных условиях, безо всяких лайтбоксов, с одной выносной вспышкой и белым полотенцем в качестве фона под рукой, так что не обессудьте.
Спереди у этой фотокамеры все достаточно привычно, разве что уже заметно наличие верхнего экрана – обязательного атрибута старших DSLR, который производители очевидно вынуждены делать, идя на поводу у консервативных профессионалов, о нем позже. Это сразу показывает позиционирование камеры.
Сзади мы видим интересное сочетание эргономики А700, А900 и новых SLT. Бросается в глаза новая кнопка «лупы» (увеличения изображения при ручном фокусе), между Fn и кнопкой просмотра – достаточно удачное, заметно лучше, чем кнопка «Корзина» на предыдущих SLT. Джойстик взят от А900. По мне этот джойстик – неоднозначное решение. Мне заметно больше по душе вариант с круговой кнопкой качалкой с выделенной кнопкой подтверждения в центре. Джойстиком я промахивался при листании отснятого материала 1 раз из двух, пролистывая сразу по 2 снимка. Пришлось приноровиться использовать для этого колесо. Также мне непонятно какое удобство может давать джойстик в сравнении с круговой кнопкой-качалкой для прямого выбора точки фокусировки. Но это субъективный момент, вполне возможно, что джойстик удобнее многим. На виде сзади конечно мы сразу видим второе управляющее колесо – обязательный и нужный атрибут старших камер. Кстати, оба управляющих колеса прорезинены, что встречается достаточно редко. Увы, мы не видим выделенного переключателя SSS. Могу сказать - его нет, и ни на одну кнопку это назначить нельзя. Поразительное упорство SONY в нежелании вернуть переключатель SSS даже на камере для профессионалов и продвинутых любителей. Никакого логического обоснования этому нет (то, что я слышал от представителей Сони в качестве обоснования, актуально лишь для младших моделей).
На этом ракурсе видно отдельный слот для карты памяти (на младших SLT он совмещен с отсеком аккумулятора). Слот сделан удобно – поддерживает одновременно и SD и MS стандарты карт. Однако могу сразу сказать – профессионалы точно, и многие продвинутые любители вероятно, будут недовольны тем, что слот здесь один совмещенный, а не два раздельных, между которыми можно делать выбор или использовать одновременно (джпег на один, RAW на другой – для профи отличный способ гарантировать сохранность результата при гибели одной из карт). На мой взгляд, для А65 это решение совершенно достаточное, а вот для А77 два раздельных слота с разными вариантами выбора их совместной и раздельной работы было бы актуально.
Разнообразные разъемы за заглушками. Видно, что колесо режимов прорезиненное, с удобной фактурой и не нарисованными, а выпуклыми обозначениями – это отлично. Хотя нарисованные обозначения были тоже высокого качества (не стирались).
На виде сверху много интересного. Выделенные кнопки iso и экспокоррекции удобны, ими легко пользоваться наощупь, работая быстро с камерой. Кнопки быстрого доступа к балансу белого и режимам протяжки стали жертвой расположения архаичного экрана сверху – они как бы есть, а вот пользоваться ими не очень удобно. При этом на верхний экран не выводится постоянно информация о текущем состоянии исо – только при нажатии соответствующей кнопки:
Здесь я нахожусь в замешательстве.. С одной стороны я представляю, сколько было бы шума от некоторой части профи, что привыкли пользоваться на цифровых зеркалках этим архаизмом в виде верхнего экрана, если бы SONY его не сделала. Но с точки зрения пользователя я вижу, что из-за бесполезного на этой камере верхнего экрана, на котором все равно нет минимума нужной информации (а без постоянного вывода текущего iso это так) – эргономика камеры существенно пострадала. В общем, пожалуй, я склонюсь к выводу, что SONY поступили слишком консервативно, и на мой взгляд, верхний экран – это ошибочное решение. Если бы он не мешал кнопкам.. а в реальности мешает и существенно. Но могу понять, что для SONY был и так смелый шаг сделать камеру в профессиональный сегмент с использованием SLT, а не классической технологии. За это видимо придется потерпеть архаизм в виде верхнего экрана.
Новый механизм поворота экрана. На снимке он изображен не полностью раскрытым. На деле экран имеет еще одну степень свободы. Вдоль корпуса идет металлическая лапка, к которой он и присоединен поворотным механизмом, что мы видим на снимке. Механизм сам заметно прочнее, чем на прошлых SLT. И сама лапка тоже присоединена шарниром к корпусу и может отклоняться, относя экран реально далеко от корпуса. Смелое очень интересное решение, мне предельно понравилось.
Достаточно удобный переключатель режимов AF, жаль надписи не выпуклые.
Итого:
Камера лежит в руках очень хорошо, развесовка близка к идеальной.
Когда ее включаешь – испытываешь искреннюю радость от нового электронного видоискателя. В сравнении с таковым на SLT-A55 он больше, намного натуральнее по картинке, и его площадь очень разумно использована. Больше никаких огромных черных полос, есть лишь небольшие сверху и снизу, и они использованы для съемочных параметров. Тут надо отдать должное SONY – видоискатель на новых SLT это существенный шаг вперед. Признаюсь честно, не раз во время тестирования я пытался посмотреть в видоискатель выключенной камеры. И меня нельзя заподозрить в непривычке к ЭВИ, ведь у меня в пользовании в качестве походной камеры SLT-A55 c ЭВИ, но там он заметно отличается от оптического видоискателя структурой картинки. На SLT-A77 же это, пожалуй, почти что натуральность оптического видоискателя, совмещенная с богатейшим функционалом электронного. Именно это и заставляло меня пытаться смотреть в видоискатель выключенной камеры – когда он включен, то очень похож на оптический структурой. Забываешь, что работаешь с камерой с ЭВИ. Но при этом ЭВИ позволяет уверенно визировать в любых условиях – солнце, темное помещение, яркость автоматически подстраивается, при этом в сравнении с ОВИ удобно, что не отрываясь от видоискателя, можно произвести любые действия с меню камеры. Переключение между видоискателем и экраном может осуществляться как автоматически при поднесении камеры к глазам (по умолчанию), либо принудительно. Есть множество вариаций выбора вывода информации на экран и видоискатель, которые можно выбирать циклически, при этом есть возможность полностью исключить из перебора ненужные вам варианты. Сам экран обычный, качественный. Очень радует 3 варианта сетки в экране и ЭВИ и электронный уровень.
3 кнопки можно полностью перенастроить на широкий выбор нужный функций. Однако почему не все ? Это ведь всего лишь несколько строчек кода в прошивке. Что помешало сделать настраиваемыми все кнопки, особенно совершенно ненужный на профессиональной камере «знак вопроса», выводящий подсказки ? Не представляю обоснованного ответа на этот вопрос, причины, как я их вижу, я изложу в выводах.
В целом в работе камера заставляет забыть о тех нюансах, что я указал при описании эргономики, это отличный инструмент.
Из явно новых вещей в функционировании обращает на себя внимание сразу новый затвор. В меню камеры есть опции электронной передней шторки и классического варианта. При классическом варианте выбора звук затвора похож на А55\33\35 – вжик-вжик друг за другом. При выборе электронной передней шторки звук затвора однофазный – один короткий вжик.Это звучит непривычно, при этом отзывчивость камеры субъективная (и объективная) повышается. На вопрос, зачем оставлен выбор классического варианта представители SONY отвечают, что старые объективы могут не успевать полностью прикрыть диафрагму до выставленного значения при использовании электронной передней шторки. Вторая причина – при использовании электронной передней шторки в сравнении с механической происходит ухудшение боке (рисунок размытия в зоне нерезкости). Вот эта причина мне до конца не понятна, с удовольствием получу от читателей отзывы с вариантами почему так. Просто на мой взгляд, работа камеры с вариантом электронной передней шторки субъективно приятнее, отзывчивее, и хотелось бы использовать именно этот вариант постоянно.
Чтобы разбавить это техническое описание, сразу приведу несколько снимков с новой камеры:
Sony SLT-A77, Sony 16-50/2.8 SSM, 30 mm, f4, iso100, 1\1600
Большинство примеров будут с нового Sony 16-50/2.8 SSM. Подробно о нем я расскажу в третьей части теста. Там же будет и объективное сравнение с Zeiss 16-35/2.8. В первой части теста я не преследую цели подробно раскрыть свойства этого объектива, в большей степени речь идет о камере. Однако кое-что можно увидеть и здесь. Посмотрите - даже на f4 новый светосильный штатник вполне неплохо раскрывает возможности матрицы:
Sony SLT-A77, Sony 16-50/2.8 SSM, 30 mm, f4, iso100, 1\1600, 100% кроп с центральной зоны
Учтите, что все примеры - результаты конвертации в родном конверторе Sony, при этом все стоит "по нулям" - шумоподавление выключено, шарпенинг 0-0-0. Сам конвертор не отличается особым качеством демозаика, и можно смело говорить, что как только появится поддержка RAW файлов SLT-A77 в сторонних конверторах - мы получим уровень детализации лучше, и кроме того можно будет воспользоваться при необходимости нормальными алгоритмами шарпенинга. Чтобы вы могли самостоятельно поработать с файлами, я привожу как полноразмерный джпег (сохранен в ФШ CS5 с качеством 11) так и RAW файл от каждого кадра:
Полноразмерный jpeg (10,9 Mb)
RAW файл (24,1 Mb)
Sony SLT-A77, Sony 16-50/2.8 SSM, 18 mm, f8, iso100, 1\500
А вот и кадр на прижатой до f8 диафрагме в близком к крайнему широкоугольному положению зума. 24 Мп особенно хорошо проявляются там, где реально нужна детализация.
Sony SLT-A77, Sony 16-50/2.8 SSM, 18 mm, f8, iso100, 1\500, 100% кроп с центральной зоны
Полноразмерный jpeg (9 Mb)
RAW файл (23,9 Mb)
На мой взгляд потенциал матрицы в плане детализации очень высок. При использовании более серьезного конвертора RAW и разумного подхода к шарпенингу мы сможем получить близкую к попиксельной резкость. Предварительно мне видится, что матрица очень хорошо сбалансирована с использованным АА-фильтром. И надо учесть, что 16-50/2.8 - хороший новый штатный объектив, но это зум, и даже с простыми фиксами эта матрица раскрывается еще серьезнее.
Sony SLT-A77, Sony 35/1.8 DT, f7.1, iso200, 1\1250
Sony SLT-A77, Sony 35/1.8 DT, f7.1, iso200, 1\1250, 100% кроп с центральной зоны
Полноразмерный jpeg (11,5 Mb)
RAW файл (24 Mb)
Детализация, на мой взгляд, впечатляет даже в этом заведомо нелучшем варианте конвертации в Sony Image Data Suite. Когда появится поддержка SLT-A77 в Adobe Lightroom, Capture One, DxO Optics Pro - мы получим вероятно лучшую за свои деньги resolution machine в мире DSLR. Это при всех ее репортажных способностях.
Перейдем к младшей сестре - SLT-A65, которая, на мой взгляд, является неожиданным решением. Обе камеры базируются на одинаковой 24 Мп матрице с кропом 1.5. Понятно, что будут всякие намеки, что это разные матрицы. Но также и понятно, что ни один производитель не будет держать в одной линейке камер две разных 24 Мп матрицы одного физического размера. Поэтому давайте сразу уйдем от этого лукавства – младшая сестра SLT-A65 дает ровно то же экстремальное для кропнутых DSLR качество картинки, что и старшая SLT-A77. Почему я заранее называю это качество экстремальным ? Как же знаменитые шумы ) ? Чудес в фотомире не бывает, причем как в хорошую, так и в плохую сторону. 24 Мп CMOS более новая матрица однозначно лучше по картинке, чем более старая, но 16 Мп, при одинаковом физическом размере. Пора уже забыть страшилки про чудовищные последствия наращивания мегапикселей. Мы просто получаем лучшую детализацию при том же уровне шумов с выходом более новой технологически матрицы. Точно так же пока сохраняется эта гонка мегапикселей - пора забыть про Деда Мороза, то есть рабочие исо выше чем 3200. ИХ НЕТ. НИГДЕ, ни в одной существующей камере. Мало того, скажу больше, во всех DSLR на рынке на CMOS матрицах, будь то кроп или полный кадр, бескомпромиссное качество достигается при значениях исо100-400, наибольшая разница между камерами в области шумов в исо800 и 1600. У лучших по этому аспекту минимальные потери деталей на исо800 и умеренные на исо 1600, у худших - исо 800 с умеренными потерями, а исо 1600 с заметными. Вот и вся разница. Исо 3200 и выше у всех современных камер годится только при осознании, что существенная потеря детализации не страшна. Поэтому нет никакого смысла в ажиотаже при выходе каждой новой камеры от безумных цифр «рабочих» исо, начертанных в пресс-релизах, и проверке «правда ли это». Нет, не правда, и правдой быть не может. Также не стоит и опасаться нечто страшного от новых камер в плане шумов. Не будет чуда, не будет ужасов, такова реальность.
Чтобы не быть голословным, приведу предварительный тест. За основу использован сюжет, приведенный выше в DSC01483, снятый на SLT-A77 c 35/1.8 DT:
Sony SLT-A77, Sony 35/1.8 DT, f7.1, iso50-1600, конвертация с отключенным шумоподавлением
Тест снимался с рук в полевых условиях, при этом дул реально сильный ветер, поэтому очевидно на исо50 мы видим его последствия в виде снижения резкости. Можно сказать, что уровень шумов не отличается сколь-либо заметно на исо50, 100, 200. На исо400 отмечается шум на небе, детализация не страдает. На исо800 шум заметнее, можно говорить о минимальном снижении детализации. На исо1600 мы видим на небе заметный шум, но на детализированных участках это дает весьма умеренное снижение детализации. Таким образом, можно уверенно сказать, что при использовании более серьезного конвертора и минимального алгоритма шумоподавления мы получим совершенно рабочие исо50-1600. Очевидно, что на исо3200 и выше мы будем наблюдать более серьезные потери детализации, ровно как это есть и на других DSLR.
Для желающих самостоятельно поконвертировать и покропить кадры вот все полноразмеры и RAW:
A77_iso50.jpg
A77_iso100.jpg
A77_iso200.jpg
A77_iso400.jpg
A77_iso800.jpg
A77_iso1600.jpg
A77_iso50.ARW
A77_iso100.ARW
A77_iso200.ARW
A77_iso400.ARW
A77_iso800.ARW
A77_iso1600.ARW
Более точные выводы можно будет сделать на сравнении с 16 Мп А55, его я приведу в третьей части теста. Пока что могу сказать, что высокая детализация с новой матрицы налицо, причем для ее реализации не требуется топовой оптики, а шумы на вполне обычном для современного развития DSLR уровне, позволяющие снимать без оговорок на исо50-800, с небольшим снижением детализации на исо1600, и с пониманием, что это съемка уже не с приоритетом детализации на исо 3200 и выше.
Однако вернемся к SLT-A65.
3. "Младшая сестра" – SLT-A65. Эргономика, управление.
Как мы поняли – от нее можно ожидать того же экстремального качества картинки для кропнутых DSLR, что и от А77, но при более упрощенном функционале и другой эргономике.
Вот они вместе. Как видно, SLT-A65 меньше размером во всех измерениях при схожих по форме обводах корпуса.
Вид сзади показывает достаточно стандартную с виду картину для младших DSLR SONY, которая однако существенно отличается в деталях и от предыдущих младших камер SLT cерии – А33\35\55, и от классических DSLR SONY.
Корпус и расположение кнопок совершенно новые. Это и вызвало мое удивление – SLT-A65 с точки зрения эргономики это и не чистое развитие прошлых младших DSLR и не простое урезание старшей SLT-A77. Посмотрите хотя бы на кнопку лупы – она есть, но расположена совершенно в другом месте, чем на SLT-A77, причем, что удивительно тоже весьма удобном. В реальном пользовании мне показалось, что даже удобнее, чем на А77. Второго управляющего колеса конечно нет, а управление центрировано на круглой качалке с выделенной кнопкой подтверждения в центре круга. Как я уже говорил, мне такая схема больше по душе, чем неоднозначный джойстик. И вариант выбора баланса белого и смены режима протяжки здесь расположены на круглой качалке логичнее, чем кнопки у старшей сестры. С другой стороны, мы видим еще одно упрощение в сравнении с A77 – механизм поворотного экрана. Здесь степеней свободы столько же, сколько у А33\35\55. Но сам механизм сделан прочнее младших камер.
При виде сверху отличий от А77 еще больше. Из общего – та же решетка нового микрофона и отменное качество изготовления колеса режимов с выпуклыми обозначениями. Но на нем нет режима MR – запоминания 3 пресетов основных настроек для быстрого выбора. Нет верхнего экрана. Казалось бы, это должно было позволить сделать удобными кнопки в верхней части корпуса. И вот тут нас ждет «засада». Хват у камер А77 и А65 существенно отличается, а вот кнопки выбора исо и экспокоррекции у А65 пали жертвой унификации дизайна с А77. Они вроде бы расположены в такой же нише, только вот указательный палец, лежа на кнопке спуска, никак быстро и не изгибаясь как змея, до них не дотягивается. А это значит они бесполезны в той роли, что должны были прежде всего исполнять. Очень обидное решение, для меня лично разваливающее эргономику А65 на отдельные части, не давая ощущение цельного, классного инструмента, которое есть от SLT-A77, несмотря на имеющиеся недочеты и у той.
Вот крупно эта зона, посмотрите – каким щупальцем осьминога должен нажимать фотограф на кнопки исо и экспокоррекции, держа камеру стандартным хватом правой рукой ? Указательный палец лежит на кнопке спуска, если до экспокоррекции ход неудобный, но выполнимый, то до исо просто крючкообразное изгибание. Большим пальцем сверху ? А кто гарантирует удержание камеры в этом случае ? В общем, на мой взгляд, с этими двумя кнопками совершенно неудачное эргономически решение на фоне прочих вполне удачных в этой камере.
Набор разъемов за заглушками и переключатель ручной\автоматической фокусировки. Переключателя режима фокусировки, как у SLT-A77, нет, но нужен ли он ?
Что сказать, с одной стороны SLT-A65 удачно и крепко сбита, большинство эргономических решений в ней хорошо в рамках класса, а качество изготовления, материалы, реально радуют. Неудачно расположенный верхний блок кнопок разбавляет радостную картину. Конечно, немало упрощений в сравнении с SLT-А77, но переходить на А65 пользователи явно будут с более младших камер, поэтому рассмотрим ее в сравнении с SLT-A55.
Существенная разница в размере. Больше, чем между самой А65 и старшей А77. Совершенно разный хват и наклон управляющего колеса. Конечно, А65 в итоге и лежит в руках удобнее, и в отличие от А55, управляющим колесом пользоваться удобно при стандартном хвате (А55 по сути заставляет использовать сильно другой вариант хвата, иначе там просто палец на колесо не ляжет).
А вот сзади, хотя и размеры разные, но само расположение управляющих элементов очень похоже.
На этом ракурсе видно, что колесо переключения режимов у А65 более качественно изготовлено, чем у ее предшественницы A55.
А вот что интересно – у А65 новый механизм подъема встроенной вспышки, такой же как в А77, и надо же, по главному параметру – высоте подъема вспышки, он проигрывает таковому у малышки А55. Очень странное оказывается решение.
Еще раз обращаем внимание на рукоятку (grip) – она у А65 однозначно удобнее для хвата, с двумя заливами против одного у А55. Отдельный слот для карты памяти, как и у старшей А77.
Расположение разъемов, прикрытых заглушками, тоже существенно отличается.
В целом радует, что А65 не выглядит очередным клоном с немного измененной комбинацией ТТХ, сделанным сугубо для рыночной дифференциации в линейке.
Мы получаем 3 варианта эргономики в одном сегменте SLT камер SONY матрицами с кропом 1.5.
Миниатюрная А35 (А33 и А55 снимаются), умеренная в размере и весе А65 с бОльшим количеством раздельных элементов управления, и репортажная профессиональная камера с вариантом использования продвинутым любителем - А77, со всеми атрибутами, присущими этому классу.
На мой взгляд, это закладывает явные «ростки роста» в сегмент кропнутых SLT камер, и показывает, что SONY сделали выбор этой технологии как основной. Ведь в классе младших кропнутых камер на CCD матрицах, также как и в классе таковых на CMOS матрицах с классической зеркальной технологией у SONY мы видим «армию клонов» - камеры минимально различаются ТТХ и вообще не отличаются эргономикой. В сегменте SLT же – 3 совершенно разных камеры.
|
Смотрите также связанные новости
|
||||||||||||
|
||||||||||||