Информационно-развлекательный портал Borshec

28.04.2012 - Полевой тест фотоновинок SONY 2011 – камеры SLT-A77 и SLT-A65

24 августа компания SONY представила разом наверное самое большое количество фотоновинок за всю истории линейки Alpha.
Для их презентации было устроено отличное мероприятие в столице Греции, Афинах, которое в типичном стиле SONY содержало минимум пафоса и маркетинговых речей и максимум возможностей для тестирования техники для журналистов со всего мира. Именно этим честным стремлением быть лучшими, а не называться лучшими, товарищи из SONY мне очень импонируют. Это конечно не означает, что сами продукты идеальны, в новинках есть много долгожданного, есть и некоторые уже видимые минусы. Обо всем этом я и постараюсь рассказать в этой и последующих статьях.
Хочу сразу предупредить – камеры А77 и А65, хотя и были с прошивками версии 1.0, несут на борту еще не окончательную версию софта. У меня не было подвисаний, но я видел их на других камерах, что тестировались параллельно, а у меня периодически пропадал пункт меню. Конечно, серийные образцы будут с окончательной версией софта без этих проблем. В связи с этим, а также в связи с тем, что на данный момент конвертация RAW файлов новых камер возможна лишь в очень скромном по своим возможностям родном Sony Image Data Suite, выводы о качестве изображения и части функционала я бы считал предварительными.

Конвертор с поддержкой RAW SLT-A77 и SLT-A65



Долгожданная старшая камера, «репортажный кроп» – SLT-А77. Эргономика, управление.

Итак, это свершилось ! Ожидание выхода А77 было такого же уровня как первой DSLR в системе Минолта – D7D, первой DSLR после перехода наследия Минолты к SONY – А100, первой DSLR SONY серьезного класса – А700, и первой полнокадровой DSLR SONY – A900.
Но, пожалуй, ни к одной из этих камер не было столько ожиданий в плане новой эргономики и функционала как к А77. Выход ее откладывался, было много вопросов, будет ли это классическая DSLR камера или с использованием технологии TMT (полупрозрачное зеркало - translucent mirror technology). И в любом случае от нее ждали феерических, реально новых ТТХ, в первую очередь полностью новый модуль автофокуса.
И вот она:

Презентационный ролик SLT-A77, снято на А55

Итак, выбор сделан – серия SLT, что означает камеру с полупрозрачным зеркалом (технология TMT). Я очень рад, что SONY решились, и несмотря на ретроградские взгляды, бытующие у части традиционных фотообозревателей, оказывающих несомненное влияние на восприятие новинок – выбрали перспективную технологию за основу своей старшей репортажной камеры. «Зеркалки» уже никогда не будут такими как прежде – видеосъемка стала неотъемлемой частью их функционала вслед за постоянной «живой» картинкой. И единственный на данный момент способ сделать эти функции полноценными, с использованием быстрого фазового автофокуса – это технология полупрозрачного зеркала. Минусы этой технологии по большей части надуманны. Основная проблема сейчас для многих производителей – они пытаются упорно «удержаться в седле» с использованием уже неактуальной в цифровом мире технологии классического затвора DSLR. Использование полупрозрачного зеркала – это своевременный шаг вперед.
Я обычно не привожу фото камер и их ТТХ в обзорах, а концентрируюсь лишь на тестах картинки, но в этот раз изменю своим правилам, ибо мне кажется, что новинки надо внимательно рассмотреть во всех ракурсах и в сравнении. Фото сделаны в походных условиях, безо всяких лайтбоксов, с одной выносной вспышкой и белым полотенцем в качестве фона под рукой, так что не обессудьте.

Спереди у этой фотокамеры все достаточно привычно, разве что уже заметно наличие верхнего экрана – обязательного атрибута старших DSLR, который производители очевидно вынуждены делать, идя на поводу у консервативных профессионалов, о нем позже. Это сразу показывает позиционирование камеры.

Сзади мы видим интересное сочетание эргономики А700, А900 и новых SLT. Бросается в глаза новая кнопка «лупы» (увеличения изображения при ручном фокусе), между Fn и кнопкой просмотра – достаточно удачное, заметно лучше, чем кнопка «Корзина» на предыдущих SLT. Джойстик взят от А900. По мне этот джойстик – неоднозначное решение. Мне заметно больше по душе вариант с круговой кнопкой качалкой с выделенной кнопкой подтверждения в центре. Джойстиком я промахивался при листании отснятого материала 1 раз из двух, пролистывая сразу по 2 снимка. Пришлось приноровиться использовать для этого колесо. Также мне непонятно какое удобство может давать джойстик в сравнении с круговой кнопкой-качалкой для прямого выбора точки фокусировки. Но это субъективный момент, вполне возможно, что джойстик удобнее многим. На виде сзади конечно мы сразу видим второе управляющее колесо – обязательный и нужный атрибут старших камер. Кстати, оба управляющих колеса прорезинены, что встречается достаточно редко. Увы, мы не видим выделенного переключателя SSS. Могу сказать - его нет, и ни на одну кнопку это назначить нельзя. Поразительное упорство SONY в нежелании вернуть переключатель SSS даже на камере для профессионалов и продвинутых любителей. Никакого логического обоснования этому нет (то, что я слышал от представителей Сони в качестве обоснования, актуально лишь для младших моделей).

На этом ракурсе видно отдельный слот для карты памяти (на младших SLT он совмещен с отсеком аккумулятора). Слот сделан удобно – поддерживает одновременно и SD и MS стандарты карт. Однако могу сразу сказать – профессионалы точно, и многие продвинутые любители вероятно, будут недовольны тем, что слот здесь один совмещенный, а не два раздельных, между которыми можно делать выбор или использовать одновременно (джпег на один, RAW на другой – для профи отличный способ гарантировать сохранность результата при гибели одной из карт). На мой взгляд, для А65 это решение совершенно достаточное, а вот для А77 два раздельных слота с разными вариантами выбора их совместной и раздельной работы было бы актуально.

Разнообразные разъемы за заглушками. Видно, что колесо режимов прорезиненное, с удобной фактурой и не нарисованными, а выпуклыми обозначениями – это отлично. Хотя нарисованные обозначения были тоже высокого качества (не стирались).

На виде сверху много интересного. Выделенные кнопки iso и экспокоррекции удобны, ими легко пользоваться наощупь, работая быстро с камерой. Кнопки быстрого доступа к балансу белого и режимам протяжки стали жертвой расположения архаичного экрана сверху – они как бы есть, а вот пользоваться ими не очень удобно. При этом на верхний экран не выводится постоянно информация о текущем состоянии исо – только при нажатии соответствующей кнопки:

Здесь я нахожусь в замешательстве.. С одной стороны я представляю, сколько было бы шума от некоторой части профи, что привыкли пользоваться на цифровых зеркалках этим архаизмом в виде верхнего экрана, если бы SONY его не сделала. Но с точки зрения пользователя я вижу, что из-за бесполезного на этой камере верхнего экрана, на котором все равно нет минимума нужной информации (а без постоянного вывода текущего iso это так) – эргономика камеры существенно пострадала. В общем, пожалуй, я склонюсь к выводу, что SONY поступили слишком консервативно, и на мой взгляд, верхний экран – это ошибочное решение. Если бы он не мешал кнопкам.. а в реальности мешает и существенно. Но могу понять, что для SONY был и так смелый шаг сделать камеру в профессиональный сегмент с использованием SLT, а не классической технологии. За это видимо придется потерпеть архаизм в виде верхнего экрана.

Новый механизм поворота экрана. На снимке он изображен не полностью раскрытым. На деле экран имеет еще одну степень свободы. Вдоль корпуса идет металлическая лапка, к которой он и присоединен поворотным механизмом, что мы видим на снимке. Механизм сам заметно прочнее, чем на прошлых SLT. И сама лапка тоже присоединена шарниром к корпусу и может отклоняться, относя экран реально далеко от корпуса. Смелое очень интересное решение, мне предельно понравилось.

Достаточно удобный переключатель режимов AF, жаль надписи не выпуклые.

Итого:

Камера лежит в руках очень хорошо, развесовка близка к идеальной. 
Когда ее включаешь – испытываешь искреннюю радость от нового электронного видоискателя. В сравнении с таковым на SLT-A55 он больше, намного натуральнее по картинке, и его площадь очень разумно использована. Больше никаких огромных черных полос, есть лишь небольшие сверху и снизу, и они использованы для съемочных параметров. Тут надо отдать должное SONY – видоискатель на новых SLT это существенный шаг вперед. Признаюсь честно, не раз во время тестирования я пытался посмотреть в видоискатель выключенной камеры. И меня нельзя заподозрить в непривычке к ЭВИ, ведь у меня в пользовании в качестве походной камеры SLT-A55 c ЭВИ, но там он заметно отличается от оптического видоискателя структурой картинки. На SLT-A77 же это, пожалуй, почти что натуральность оптического видоискателя, совмещенная с богатейшим функционалом электронного. Именно это и заставляло меня пытаться смотреть в видоискатель выключенной камеры – когда он включен, то очень похож на оптический структурой. Забываешь, что работаешь с камерой с ЭВИ. Но при этом ЭВИ позволяет уверенно визировать в любых условиях – солнце, темное помещение, яркость автоматически подстраивается, при этом в сравнении с ОВИ удобно, что не отрываясь от видоискателя, можно произвести любые действия с меню камеры. Переключение между видоискателем и экраном может осуществляться как автоматически при поднесении камеры к глазам (по умолчанию), либо принудительно. Есть множество вариаций выбора вывода информации на экран и видоискатель, которые можно выбирать циклически, при этом есть возможность полностью исключить из перебора ненужные вам варианты. Сам экран обычный, качественный. Очень радует 3 варианта сетки в экране и ЭВИ и электронный уровень.
3 кнопки можно полностью перенастроить на широкий выбор нужный функций. Однако почему не все ? Это ведь всего лишь несколько строчек кода в прошивке. Что помешало сделать настраиваемыми все кнопки, особенно совершенно ненужный на профессиональной камере «знак вопроса», выводящий подсказки ? Не представляю обоснованного ответа на этот вопрос, причины, как я их вижу, я изложу в выводах.
В целом в работе камера заставляет забыть о тех нюансах, что я указал при описании эргономики, это отличный инструмент.

Из явно новых вещей в функционировании обращает на себя внимание сразу новый затвор. В меню камеры есть опции электронной передней шторки и классического варианта. При классическом варианте выбора звук затвора похож на А55\33\35 – вжик-вжик друг за другом. При выборе электронной передней шторки звук затвора однофазный – один короткий вжик.Это звучит непривычно, при этом отзывчивость камеры субъективная (и объективная) повышается. На вопрос, зачем оставлен выбор классического варианта представители SONY отвечают, что старые объективы могут не успевать полностью прикрыть диафрагму до выставленного значения при использовании электронной передней шторки. Вторая причина – при использовании электронной передней шторки в сравнении с механической происходит ухудшение боке (рисунок размытия в зоне нерезкости). Вот эта причина мне до конца не понятна, с удовольствием получу от читателей отзывы с вариантами почему так. Просто на мой взгляд, работа камеры с вариантом электронной передней шторки субъективно приятнее, отзывчивее, и хотелось бы использовать именно этот вариант постоянно.
Чтобы разбавить это техническое описание, сразу приведу несколько снимков с новой камеры:

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 30 mm, f4, iso100, 1\1600

Большинство примеров будут с нового Sony 16-50/2.8 SSM. Подробно о нем я расскажу в третьей части теста. Там же будет и объективное сравнение с Zeiss 16-35/2.8. В первой части теста я не преследую цели подробно раскрыть свойства этого объектива, в большей степени речь идет о камере. Однако кое-что можно увидеть и здесь. Посмотрите - даже на f4 новый светосильный штатник вполне неплохо раскрывает возможности матрицы:

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 30 mm, f4, iso100, 1\1600, 100% кроп с центральной зоны

Учтите, что все примеры - результаты конвертации в родном конверторе Sony, при этом все стоит "по нулям" - шумоподавление выключено, шарпенинг 0-0-0. Сам конвертор не отличается особым качеством демозаика, и можно смело говорить, что как только появится поддержка RAW файлов SLT-A77 в сторонних конверторах - мы получим уровень детализации лучше, и кроме того можно будет воспользоваться при необходимости нормальными алгоритмами шарпенинга. Чтобы вы могли самостоятельно поработать с файлами, я привожу как полноразмерный джпег (сохранен в ФШ CS5 с качеством 11) так и RAW файл от каждого кадра:

Полноразмерный jpeg (10,9 Mb)

RAW файл (24,1 Mb)

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 18 mm, f8, iso100, 1\500

А вот и кадр на прижатой до f8 диафрагме в близком к крайнему широкоугольному положению зума. 24 Мп особенно хорошо проявляются там, где реально нужна детализация.

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 18 mm, f8, iso100, 1\500, 100% кроп с центральной зоны

Полноразмерный jpeg (9 Mb)

RAW файл (23,9 Mb)

На мой взгляд потенциал матрицы в плане детализации очень высок. При использовании более серьезного конвертора RAW и разумного подхода к шарпенингу мы сможем получить близкую к попиксельной резкость. Предварительно мне видится, что матрица очень хорошо сбалансирована с использованным АА-фильтром. И надо учесть, что 16-50/2.8 -  хороший новый штатный объектив, но это зум, и даже с простыми фиксами эта матрица раскрывается еще серьезнее.

Sony SLT-A77,  Sony 35/1.8 DT,  f7.1, iso200, 1\1250

Sony SLT-A77,  Sony 35/1.8 DT,  f7.1, iso200, 1\1250,  100% кроп с центральной зоны

Полноразмерный jpeg (11,5 Mb)

RAW файл (24 Mb)

Детализация, на мой взгляд, впечатляет даже в этом заведомо нелучшем варианте конвертации в Sony Image Data Suite. Когда появится поддержка SLT-A77 в Adobe Lightroom, Capture One, DxO Optics Pro - мы получим вероятно лучшую за свои деньги resolution machine в мире DSLR. Это при всех ее репортажных способностях.


Перейдем к младшей сестре - SLT-A65, которая, на мой взгляд, является неожиданным решением. Обе камеры базируются на одинаковой 24 Мп матрице с кропом 1.5. Понятно, что будут всякие намеки, что это разные матрицы. Но также и понятно, что ни один производитель не будет держать в одной линейке камер две разных 24 Мп матрицы одного физического размера. Поэтому давайте сразу уйдем от этого лукавства – младшая сестра SLT-A65 дает ровно то же экстремальное для кропнутых DSLR качество картинки, что и старшая SLT-A77. Почему я заранее называю это качество экстремальным ? Как же знаменитые шумы ) ? Чудес в фотомире не бывает, причем как в хорошую, так и в плохую сторону. 24 Мп CMOS более новая матрица однозначно лучше по картинке, чем более старая, но 16 Мп, при одинаковом физическом размере. Пора уже забыть страшилки про чудовищные последствия наращивания мегапикселей. Мы просто получаем лучшую детализацию при том же уровне шумов с выходом более новой технологически матрицы. Точно так же пока сохраняется эта гонка мегапикселей - пора забыть про Деда Мороза, то есть рабочие исо выше чем 3200. ИХ НЕТ. НИГДЕ, ни в одной существующей камере. Мало того, скажу больше, во всех DSLR на рынке на CMOS матрицах, будь то кроп или полный кадр, бескомпромиссное качество достигается при значениях исо100-400, наибольшая разница между камерами в области шумов в исо800 и 1600. У лучших по этому аспекту минимальные потери деталей на исо800 и умеренные на исо 1600, у худших - исо 800 с умеренными потерями, а исо 1600 с заметными. Вот и вся разница. Исо 3200 и выше у всех современных камер годится только при осознании, что существенная потеря детализации не страшна. Поэтому нет никакого смысла в ажиотаже при выходе каждой новой камеры от безумных цифр «рабочих» исо, начертанных в пресс-релизах, и проверке «правда ли это». Нет, не правда, и правдой быть не может. Также не стоит и опасаться нечто страшного от новых камер в плане шумов. Не будет чуда, не будет ужасов, такова реальность.
Чтобы не быть голословным, приведу предварительный тест. За основу использован сюжет, приведенный выше в DSC01483, снятый на SLT-A77 c 35/1.8 DT:

Sony SLT-A77,  Sony 35/1.8 DT,  f7.1, iso50-1600, конвертация с отключенным шумоподавлением

Тест снимался с рук в полевых условиях, при этом дул реально сильный ветер, поэтому очевидно на исо50 мы видим его последствия в виде снижения резкости. Можно сказать, что уровень шумов не отличается сколь-либо заметно на исо50, 100, 200. На исо400 отмечается шум на небе, детализация не страдает. На исо800 шум заметнее, можно говорить о минимальном снижении детализации. На исо1600 мы видим на небе заметный шум, но на детализированных участках это дает весьма умеренное снижение детализации. Таким образом, можно уверенно сказать, что при использовании более серьезного конвертора и минимального алгоритма шумоподавления мы получим совершенно рабочие исо50-1600. Очевидно, что на исо3200 и выше мы будем наблюдать более серьезные потери детализации, ровно как это есть и на других DSLR.

Для желающих самостоятельно поконвертировать и покропить кадры вот все полноразмеры и RAW:

A77_iso50.jpg
A77_iso100.jpg
A77_iso200.jpg
A77_iso400.jpg
A77_iso800.jpg
A77_iso1600.jpg

A77_iso50.ARW
A77_iso100.ARW
A77_iso200.ARW
A77_iso400.ARW
A77_iso800.ARW
A77_iso1600.ARW

Более точные выводы можно будет сделать на сравнении с 16 Мп А55, его я приведу в  третьей части теста. Пока что могу сказать, что высокая детализация с новой матрицы налицо, причем для ее реализации не требуется топовой оптики, а шумы на вполне обычном для современного развития DSLR уровне, позволяющие снимать без оговорок на исо50-800, с небольшим снижением детализации на исо1600, и с пониманием, что это съемка уже не с приоритетом детализации на исо 3200 и выше.

Однако вернемся к SLT-A65.

 

3. "Младшая сестра" – SLT-A65. Эргономика, управление.

Как мы поняли – от нее можно ожидать того же экстремального качества картинки для кропнутых DSLR, что и от А77, но при более упрощенном функционале и другой эргономике.

Вот они вместе. Как видно, SLT-A65 меньше размером во всех измерениях при схожих по форме обводах корпуса.

Вид сзади показывает достаточно стандартную с виду картину для младших DSLR SONY, которая однако существенно отличается в деталях и от предыдущих младших камер SLT cерии – А33\35\55, и от классических DSLR SONY.
Корпус и расположение кнопок совершенно новые. Это и вызвало мое удивление – SLT-A65 с точки зрения эргономики это и не чистое развитие прошлых младших DSLR и не простое урезание старшей SLT-A77. Посмотрите хотя бы на кнопку лупы – она есть, но расположена совершенно в другом месте, чем на SLT-A77, причем, что удивительно тоже весьма удобном. В реальном пользовании мне показалось, что даже удобнее, чем на А77. Второго управляющего колеса конечно нет, а управление центрировано на круглой качалке с выделенной кнопкой подтверждения в центре круга. Как я уже говорил, мне такая схема больше по душе, чем неоднозначный джойстик. И вариант выбора баланса белого и смены режима протяжки здесь расположены на круглой качалке логичнее, чем кнопки у старшей сестры. С другой стороны, мы видим еще одно упрощение в сравнении с A77 – механизм поворотного экрана. Здесь степеней свободы столько же, сколько у А33\35\55. Но сам механизм сделан прочнее младших камер.

При виде сверху отличий от А77 еще больше. Из общего – та же решетка нового микрофона и отменное качество изготовления колеса режимов с выпуклыми обозначениями. Но на нем нет режима MR – запоминания 3 пресетов основных настроек для быстрого выбора. Нет верхнего экрана. Казалось бы, это должно было позволить сделать удобными кнопки в верхней части корпуса. И вот тут нас ждет «засада». Хват у камер А77 и А65 существенно отличается, а вот кнопки выбора исо и экспокоррекции у А65 пали жертвой унификации дизайна с А77. Они вроде бы расположены в такой же нише, только вот указательный палец, лежа на кнопке спуска, никак быстро и не изгибаясь как змея, до них не дотягивается. А это значит они бесполезны в той роли, что должны были прежде всего исполнять. Очень обидное решение, для меня лично разваливающее эргономику А65 на отдельные части, не давая ощущение цельного, классного инструмента, которое есть от SLT-A77, несмотря на имеющиеся недочеты и у той.

Вот крупно эта зона, посмотрите – каким щупальцем осьминога должен нажимать фотограф на кнопки исо и экспокоррекции, держа камеру стандартным хватом правой рукой ? Указательный палец лежит на кнопке спуска, если до экспокоррекции ход неудобный, но выполнимый, то до исо просто крючкообразное изгибание. Большим пальцем сверху ? А кто гарантирует удержание камеры в этом случае ? В общем, на мой взгляд, с этими двумя кнопками совершенно неудачное эргономически решение на фоне прочих вполне удачных в этой камере.

Набор разъемов за заглушками и переключатель ручной\автоматической фокусировки. Переключателя режима фокусировки, как у SLT-A77, нет, но нужен ли он ?
Что сказать, с одной стороны SLT-A65 удачно и крепко сбита, большинство эргономических решений в ней хорошо в рамках класса, а качество изготовления, материалы, реально радуют. Неудачно расположенный верхний блок кнопок разбавляет радостную картину. Конечно, немало упрощений в сравнении с SLT-А77, но переходить на А65 пользователи явно будут с более младших камер, поэтому рассмотрим ее в сравнении с SLT-A55.

Существенная разница в размере. Больше, чем между самой А65 и старшей А77. Совершенно разный хват и наклон управляющего колеса. Конечно, А65 в итоге и лежит в руках удобнее, и в отличие от А55, управляющим колесом пользоваться удобно при стандартном хвате (А55 по сути заставляет использовать сильно другой вариант хвата, иначе там просто палец на колесо не ляжет).

А вот сзади, хотя и размеры разные, но само расположение управляющих элементов очень похоже.

На этом ракурсе видно, что колесо переключения режимов у А65 более качественно изготовлено, чем у ее предшественницы A55.

А вот что интересно – у А65 новый механизм подъема встроенной вспышки, такой же как в А77, и надо же, по главному параметру – высоте подъема вспышки, он проигрывает таковому у малышки А55. Очень странное оказывается решение.

Еще раз обращаем внимание на рукоятку (grip) – она у А65 однозначно удобнее для хвата, с двумя заливами против одного у А55. Отдельный слот для карты памяти, как и у старшей А77.

Расположение разъемов, прикрытых заглушками, тоже существенно отличается.

В целом радует, что А65 не выглядит очередным клоном с немного измененной комбинацией ТТХ, сделанным сугубо для рыночной дифференциации в линейке.
Мы получаем 3 варианта эргономики в одном сегменте SLT камер SONY матрицами с кропом 1.5.
Миниатюрная А35 (А33 и А55 снимаются), умеренная в размере и весе А65 с бОльшим количеством раздельных элементов управления, и репортажная профессиональная камера с вариантом использования продвинутым любителем - А77, со всеми атрибутами, присущими этому классу.

На мой взгляд, это закладывает явные «ростки роста» в сегмент кропнутых SLT камер, и показывает, что SONY сделали выбор этой технологии как основной. Ведь в классе младших кропнутых камер на CCD матрицах, также как и в классе таковых на CMOS матрицах с классической зеркальной технологией у SONY мы видим «армию клонов» - камеры минимально различаются ТТХ и вообще не отличаются эргономикой. В сегменте SLT же – 3 совершенно разных камеры.

 

4. Камеры SONY SLT-A77 и SLT-A65 - новое в функционале, различия между камерами

Давайте обратимся больше к функционалу, и посмотрим что нового появилось в А77, А65, и чем они отличаются в этом плане. Ведь у многих теперь будет стоять выбор - А35, A55, А65, А77.

Для этого определим ценовые категории камер. Представители SONY традиционно называют очень высокие рекомендованные розничные цены на новые продукты (35 тыс руб для боди А65 и 53 тыс руб для боди А77), однако все мы знаем, что основные покупки совершаются не в сонистайле, где разве что эти цены и соблюдаются, а в известных всем магазинах и сетях.

Для более точного понимания возьмем цену sonystyle на A35 – 22900 руб , посмотрим за сколько реально она покупается в традиционных местах на сентябрь 2011– 16900-17900 руб.

Ценник сонистайла на А55 - 32900, реальная цена 24900-26900.

Поэтому не вижу смысла в обсуждении заявленных SONY на презентации рублевых цен в чистом виде. По моему представлению, после первых продаж А65 придет в категорию «до 30 тыс руб», а А77 в категорию «45-50 тыс руб», с дальнейшим движением в зависимости от цен на Canon 7D и др конкурентов.. Мне кажется, это вполне адекватно, и это дает четкое ценовое позиционирование в линейке SLT камер SONY.
До 20 тыс руб берется А35, в категории "около 25" тыс берется А55, "около 30" тыс руб А65, и при максимуме потребностей – А77 за 45-50 тыс руб.

Так что же получили в SLT-A77 поклонники системы SONY и те, кто подумывает о включении этой системы с свой арсенал ?

- CMOS Матрица 24 Мп кроп 1.5 Ждали ли ее ? С одной стороны многие говорят – мне не нужны лишние мегапиксели, сделайте лучше меньше шумов на тех же, с другой – более детальная картинка по-прежнему выигрывает у менее детальной, и я считаю - да, 24 Мп это хорошо.

- 12 FPS серийной съемки с автофокусом. Звучит очень круто. В реальности этот параметр не нужен 90% пользователей, даже профессионалов. Уважаемые товарищи из SONY ! Все понятно, что для рынка нужны громкие ТТХ, и этот в числе них, но сделайте, пожалуйста, для тех, кто правда будет пользоваться камерой возможность выбор режима 5 FPS ! Это самый востребованный режим (сейчас есть выбор 3, 8 и 12). Кроме того, хотелось бы отметить, что буфера SLT-A77 в режиме 12 FPS хватает на 13 кадров в RAW или 18 кадров в джпег, при этом если вести съемку в востребованном режиме RAW+Jpeg, то после заполнения буфера видоискатель темнеет, и какое-то время нельзя не только снимать, но и даже просто видеть через него что происходит в кадре.

- Новый модуль автофокуса – 19 датчиков, 11 крестов, совместная работа с контрастным автофокусом по слежению за объектом. Это реально долгожданное обновление, и оно работает, примеры будут ниже. Вот картинка расположения датчиков:

- Затвор с минимальной 1\8000 и с 1\250 выдержкой синхронизации со вспышкой – долгожданный и необходимый атрибут в профессиональной камере. Количество гарантированных срабатываний -150 тыс. Есть режим с электронной передней шторкой.

- Выбор исо с шагом вплоть до 1\3EV и нижней границей в исо50 – еще одна очень востребованная опция

- Пылевлагозащита, причем на полный комплект – А77, новый 16-50/2.8, новая вспышка HVL-F43, вертикальная ручка VG-C77AM - очень востребованная и ожидаемая опция

- Использование полноценных режимов записи видео – fullHD 25р\50р с кодированием согласно стандарту AVHCD 2.0. Очень ожидаемая опция, ибо в предыдущих камерах SONY видео преобразовывалось из 25р в 50i, и в таком виде записывалось. Для тех, кто занимается видео – совершенно понятен скачок в качестве. Для тех, кто не очень увлечен видео – просто можно быть довольным, что это лучшее из того что есть на рынке. Примеры я выложу в части обзора по NEX-5n, ибо эти изменения одинаковы и для новых камер линейки NEX. Единственный нюанс – 60р режим по-прежнему доступен только по региональному признаку – для USA, где используется NTSC. Здесь не такой прозрачный вопрос - казалось бы что сложного сделать 60р как опцию, но это рыночный продукт, и на территории России главенствует стандарт PAL. Поэтому для производителя введение режима записи в стандарте NTSC даже как опции - риск с с точки зрения потенциальных претензий покупателей впоследствии на работу этой опции.

- В режиме съемки видео при ручном автофокусе теперь можно менять любые параметры экспозиции. Это существенно расширяет творческие возможности съемки видео. К сожалению, в режиме автофокуса по-прежнему нельзя изменить ничего кроме исо, диафрагма фиксируется в f3.5 или если на данном объективе такая недоступна – на самой открытой, близкой к f3.5.

- В режиме видео теперь используется отдельный электронный стабилизатор за счет смещения изображения на матрице. SSS теперь остался для фото. Это разумно, так как снижает нагрев матрицы, позволяя использовать при этом стабилизацию в видео.

- Великолепный электронный видоискатель. Уже и тот, что в А33\35\55 был неплох, но новый я уже описывал выше – реально впечатляет. Широкие возможности настройки изображения в видоискателе и на экране – 3 варианта сетки, уже всем понравившийся электронный уровень, поканальная гистограмма, съемочные параметры и пр. – все это в разных комбинациях есть при переборе вариантов отображения, причем можно исключить из цикла неиспользуемые варианты.

Варианты элементов информации в видоискателе:

- Уже описанная качественная эргономика старшей камеры – отличный хват, развесовка, верхний экран, большое количество раздельных кнопок управления с высокой степенью настраиваемости. Не все идеально, минусы и неоднозначности я уже описал выше, но в целом камера очень хороша в плане эргономики\управления

- Новый способ ручной установки баланса белого в дополнение к уже имевшимся – графический, с возможностью выбора по двум осям.

- Подстройка автофокуса под 30 разных объективов.

- Для решения проблемы съемки SLT камерами в студии с выносным осветительным оборудованием введена дополнительная опция, позволяющая использовать вывод Live View без отображения реальной экспозиции кадра. Отлично, этого ждали, и это работает.

- Разнообразные доп. настройки, к примеру верхняя и нижняя граница для автоисо. К сожалению, по-прежнему это не работает в режиме М. Ну почему ? Ведь понятно, что это востребовано у профессионалов, равно как и возможность задать границы допустимой выдержки, чего тоже опять не удалось обнаружить.

- Максимально широкие в рамках линейки SONY возможности коррекции экспозиции и брекетинга. Коррекция экспозиции - +5EV с возможностью выбора шага в 1\3 и 1\2EV. Брекетинг по эскпозиции 5 кадров с шагом 1\3, 1\2 и 2\3EV и 3 кадра для установок 2EV и 3EV

- Достаточно емкий аккумулятор, унифицированный с камерами не SLT серии.

- Имеются новые опции автоматической коррекции дисторсии, хроматических аберраций и виньетирования. Представители Сони уверяют, что они работают в RAW. Но на дополнительные вопросы сразу говорят, что только при последующей конвертации в "родном" конверторе. Что дает точное понимание, что работает это только в джпег - как и DRO и пр. фишки. Ну кому нравится снимать в джпег - это востребованные опции.

- Полнофункциональная оригинальная вертикальная рукоятка. Кстати о ней, вот ее фото и фото А77 в комплекте с ней:

Итого, я могу сказать совершенно уверенно – камера удалась. В ней есть по сути все, что ожидалось в этом сегменте. Все это работает, причем хорошо.


А что же «обрезано» в А65.. ну или назовем это «не использовано».
Матрица та же. Вместо 12 FPS – 10, думаю это маловажно. Все, что касается видеорежима – идентично А77. Уже хорошо. Есть та же опция электронной передней шторки, режим LV без применения экспозиции, новый режим ручного ББ. Видоискатель – идентичен А77, такой же отличный с тем же набором параметров отображения. Модуль автофокуса – другой, 11 датчиков, 3 креста, но также есть совместная с контрастным автофокусом работа по слежением за объектом.
Дальше идут обычные программные ограничения – исо с обычным шагом, нет исо50, нет 1\8000, меньше диапазон брекетинга , нет установки границ автоисо, нет режима с готовыми пользовательским пресетами настроек (MR на колесе режимов у А77). На мой взгляд, избыточное программное ограничение – нет подстройки автофокуса под объективы. Все остальные ограничения понимаемы, равно как и отсутствие пылевлагозащиты, верхнего экрана. А вот не включение подстройки автофокуса в А65, на мой взгляд – ошибка SONY, и надеюсь, что они исправят это в финальной или более поздней версии прошивки. Ведь эта опция есть в NEX-5n, не только в NEX-7, и кроме того эта опция – по сути извинение производителя за то, что в современных условиях все камеры всех производителей юстируются на заводе не идеально, поэтому дать пользователю возможность из меню это поправить – это совершенно нормально.
Итого А65 – интересная камера, для тех, кому нужно максимальное качество изображения в рамках кропнутых камер, функционал SLT камеры (включая видео с фазовым автофокусом), эргономика, близкая к «взрослой» камере. И при этом нет необходимости в максимально репортажном функционале А77.
Как я уже отмечал выше, эргономика А65 мне кажется не идеальной в части кнопок выбора исо и экспокоррекции, Но это можно было бы поправить отчасти выполнением общего для А77 и А65 пожелания – SONY сделали прекрасную опцию настраиваемости 3 кнопок, но почему не всех ? Если реализовать настраиваемость всех кнопок из меню, то можно и имеющиеся использовать удобнее. Ну и подстройка автофокуса из меню в А65, я считаю, должна быть.

 

5. Примеры фотографий с Sony SLT-A77

В этом разделе приведу ряд полноразмеров с кропами, RAW файлами, снятыми в процессе тестиования А77.

Для начала примеры работы с телевиком SONY 70-300 f4.5-5.6 G SSM следящего автофокуса. Думаю, что вопросы автофокуса достаточно важны именно для новой камеры. Использовались открытые диафрагмы, так как на прикрытых ГРИП позволяет лучше скрыть ошибки автофокуса, а здесь все как на ладони. Объекты, конечно, в весьма быстром движении, съемка с рук:

Sony SLT-A77,  Sony 70-300 f4.5-5.6 G SSM, 100 mm, f5, iso400, 1\6400, следящий автофокус по широкой зоне, съемка одиночными кадрами

Sony SLT-A77,  Sony 70-300 f4.5-5.6 G SSM, 100 mm, f5, iso400, 1\6400, 100% кроп с зоны фокуса с захватом перехода в нерезкость

Полноразмерный jpeg (12,9 Mb)

RAW файл (24,2 Mb)

Sony SLT-A77,  Sony 70-300 f4.5-5.6 G SSM, 180 mm, f5.6, iso400, 1\5000, следящий автофокус по широкой зоне, съемка одиночными кадрами

Sony SLT-A77,  Sony 70-300 f4.5-5.6 G SSM, 180 mm, f5.6, iso400, 1\5000,  100% кроп с зоны фокуса с захватом перехода в нерезкость

Полноразмерный jpeg (13,5 Mb)

RAW файл (24,2 Mb)

Говоря о впечатлениях по работе со следящим автофокусом - я поначалу непривычно себя ощущал с 70-300G SSM, который несмотря на SSM, не очень то в норме бодр в фокусировке при съемке быстро движущихся объектов.  С SLT-A77 я не замечал когда он успел сфокусироваться. Думаю, это показатель. Но окончательных выводов про новый модуль автофокуса я бы все же делать не стал. Нужно основательно его "обстрелять", чтобы понять все сильные и слабые моменты. Пока что по первым впечатлениям - очень прилично, лучше чем в предыдущих DSLR Sony. Сразу скажу - я не сравнивал модули А65 и А77 между собой по скорости, на это времени было бы совершенно недостаточно для точных выводов.

Приведу еще наборчик разных кадров с SLT-A77 и новым штатником Sony 16-50/2.8 SSM. Скажу прямо - мне понравилась эта пара камера-объектив. Хорошо сбалансировано в руках, удобно, достаточно универсально, и с очень приличным результатом на выходе. Подробную оценку новому объективу я приведу в третьей части теста, а пока что просто примеры:

 

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 26 mm, f8, iso100, 1\500

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 26 mm, f8, iso100, 1\500,  100% кроп с центральной зоны

Полноразмерный jpeg (10,7 Mb)

RAW файл (24 Mb)

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 28 mm, f8, iso100, 1\500

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 28 mm, f8, iso100, 1\500, 100% кроп с центральной зоны

Полноразмерный jpeg (10 Mb)

RAW файл (24 Mb)

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 50 mm, f8, iso100, 1\1000

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 50 mm, f8, iso100, 1\1000, 100% кроп с центральной зоны

Полноразмерный jpeg (11,4 Mb)

RAW файл (24,2 Mb)

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 22 mm, f8, iso100, 1\500

 

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 22 mm, f8, iso100, 1\500,  100% кроп с центральной зоны

Полноразмерный jpeg (8,2 Mb)

RAW файл (23,9 Mb)

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 40 mm, f8, iso100, 1\500

Sony SLT-A77,  Sony 16-50/2.8 SSM, 40 mm, f8, iso100, 1\500,  100% кроп с центральной зоны

Полноразмерный jpeg (8,3 Mb)

RAW файл (23,8 Mb)

 

6. Итоги, выводы.

Подводя итоги этой части теста, отмечу, что, на мой взгляд, долгожданная камера Sony SLT-A77 удалась. Отличная эргономика, передовой функционал, реализация большинства функций сделана на очень хорошим уровне. Камера дает новый, недостижимый раньше, уровень детализации в классе DSLR с матрицами кроп 1.5-1.6. При этом те, для кого детализация первична, а репортажные функции и максимально продвинутая эргономика не нужны - могут сэкономить и купить также новую SLT-A65 с идентичной матрицей.

Лично я очень рад, что SONY пошли по прогрессивному пути, и новые камеры сделаны с использованием технологии полупрозрачного зеркала. Я использую уже некоторое время камеру Sony SLT-A55, и могу сказать, что большинство минусов технологии, что описаны в интернете, в реально фотографической практике почти не существуют. Мне не удалось встретить за тысячи кадров заметного ghosting, я не страдаю от якобы избыточных ХА, что могут проявляться, и имеющая место быть потеря света от использования полупрозрачного зеркала на деле совершенно не влияет на результат, ибо речь про 1\3 стопа. Я однозначно предпочитаю электронный видоискатель, даже так как он реализован в SLT-A55, оптическому на полнокадровой камере. А уж в том качестве, что ЭВИ реализован в SLT-A65 и SLT-A77, мне кажется, что сомнений не должно остаться и у тех, кто до этого их имел. Также я думаю, что в современном мире продвинутых DSLR видеосъемка и откидной поворотный экран с Live View уже стали стандартом де факто, а то, что полупрозрачное зеркало позволяет использовать видеосъемку с фазовым автофокусом - поднимает эту функцию на новый уровень.

Из минусов новых камер я бы отметил небольшие недочеты в эргономике и реализации некоторых функций, что я описал в тесте. Очень хотелось бы видеть подстройку автофокуса и у SLT-A65, а также на обеих камерах хотелось бы иметь настраиваемыми все аппаратные кнопки, а не только 3, и обязательно возможность настройки их на включение\выключение SSS. Кроме того, на SLT-A77 хотелось бы иметь более продвинутую реализацию приоритетов в съемочных режимах - возможность использования автоисо в режиме М, возможность установки пределов используемой выдержки и т.д. Ну и 10 и 12 fps это конечно круто звучит, однако хотелось бы увидеть в вариантах выбора режимов серийной съемки реально востребованные 5 fps. А для режимов 10 и 12 fps в А65 и А77 хотелось бы видеть раза в 2 хотя бы более емкий буфер. Ну и для камеры класса SLT-A77 многие хотели бы увидеть два слота для карт памяти, с возможностью выбора их совместной или раздельной работы.

И самое главное - уважаемая компания SONY ! Потратьте, пожалуйста деньги на коллектив разработчиков для "родного" RAW конвертора ! Поверьте, те люди, что делают из года в год убожество в виде Sony Image Data Suite уже доказали свою неспособность создать что-либо толковое. Нет смысла рассчитывать, что они изменятся, или что из этой программы можно сделать нечто хорошее. Нужно просто принять решение и вложиться в разработку полноценного качественного компьютерного софта для своих камер. И тогда тесты каждой новой отличной самой по себе камеры SONY не будут сопровождаться кучей оговорок про то, что "окончательные результаты можно получить при появлении поддержки в серьезном софте для RAW". Ибо из года в год, и от камеры к камере повторяется одна и та же история - отличная разработка до появления поддержки в качественных сторонних RAW конверторах не позволяет полностью увидеть свой потенциал.

 

P.S. Да, а ответ на вопрос, который мне уже много раз задавали - а что бы я выбрал себе из этих новинок.. лежит во второй части, и это скажу уж сразу NEX 7  и новый Zeiss 24/1.8 :).


Опубликовано на сайте: http://borshec.ru
Прямая ссылка: http://borshec.ru/index.php?name=news&op=view&id=1129