Сегодня на повестке дня у москвичей – экологическая ситуация столичного региона. Настроения и чаяния горожан находятся в русле глобальной тенденции: беспокойство по поводу окружающего мира присуще многим развитым странам. Их граждане бьют во все колокола, чтобы привлечь внимание к насущным проблемам.
В настоящий момент активисты во всем мире возлагают основные надежды не на отдельных влиятельных личностей, а на правительства и крупнейшие корпорации. Если сфера их интересов расширится и они перестанут фокусироваться на извлечении прибыли, то борьба с климатическими изменениями может выйти на принципиально новый уровень.
Отечественные специалисты также полагают, что важные инициативы должны исходить от властей. Без их вмешательства разрешение целого ряда экологических проблем, влияющих на здоровье населения, просто невозможно.
Твердые бытовые отходы
Особую актуальность в России и в Москве имеет мусорный вопрос. В столице количество твердых коммунальных отходов (ТБО) стремительно увеличивается, так что можно говорить о настоящем мусорном кризисе. Сегодня в стране пытаются решить проблему старыми и неэффективными методами – путем сжигания ТБО либо создания полигонов на которых складируют ТБО. Оба решения крайне неудовлетворительны, что начинают осознавать и жители страны. Достаточно вспомнить недавнюю волну протестов, прокатившуюся в СМИ и различных информационно-новостных порталах в связи со строительством мусорного полигона на станции Шиес Архангельской области, где планируется захоронить 10 миллионов тонн бытовых отходов из Москвы.
В России наблюдается критическая нехватка мусороперерабатывающих заводов. По данным экспертов, сегодня в стране перерабатывается лишь 7% отходов. При этом вполне реально преодолеть отметку в 90%.
Именно в столице мусорная проблема стоит особенно остро. Местные полигоны уже набиты под завязку, но они все разрастаются и разрастаются. Так, «Храброво» под Можайском увеличится в целых 16 раз: если в 2016 году полигон принимал 30 тонн отходов, то в 2019 показатель достигнет 500 тысяч тонн. Это повлечет за собой ухудшение экологической ситуации: в воздух будет поступать еще больше вредных веществ: метана, сероводорода, аммиака, меркаптанов и т. д. Пытаясь добиться закрытия свалок, жители Волоколамска, Балашихи, Троицка, Клина, Сергиево-Посада, Наро-Фоминска и Коломны устраивают митинги.
Второй столп мусорной проблемы, замаскированный под метод ее решения, – мусоросжигательные заводы. Выбросы в воздух бензпирена и диоксинов способны вызвать развитие злокачественных опухолей. Кроме того, они провоцируют обострение многих хронических заболеваний. Заводы дорого обойдутся населению и в прямом смысле слова: они требуют больших финансовых затрат.
При этом совсем рядом с полигонами и мусоросжигательными заводами строят современные жилые комплексы. Одна из таких локаций – знаменитая Некрасовка, в которой не так давно открылось метро. Здесь активно покупают квартиры молодые семьи, привлеченные доступными ценами на жилье. Местные жители постоянно жалуются на зловоние. А стоит помнить, что далеко не все отравляющие вещества люди способны почувствовать с помощью органов обоняния. Активисты считают, что основные источники загрязнения — закрытая несколько лет назад свалка «Кучино» и мусоросжигательный завод № 4, построенный в начале 2000-х.
Вместе с тем, помимо захоронения отходов и их сжигания, которые практикуются в России, есть и третий метод — переработка. Однако надо понимать, что это три совершенно разных бизнеса.
Как известно, 1 января 2019 была запущена так называемая мусорная реформа. Но, по мнению многих экспертов, она до сих пор так и не продемонстрировала свою эффективность.
Заводы, ТЭЦ, поля аэрации
Еще один существенный фактор, который отравляет столичный воздух, объединяет в себя обширные поля аэрации у очистных сооружений, ТЭЦ, предприятия разных отраслей промышленности: нефтеперерабатывающие, асфальтобетонные и другие производства.
Жители домов, расположенных рядом с такими объектами, также ощущают резкие неприятные запахи. На юго-востоке Москвы и области граждане из Марьино, Люблино, Братеево, Зябликово, Дзержинского, Капотни и других районов жалуются на сероводородные выбросы. Местные жители возлагают ответственность на нефтеперерабатывающий завод в Капотне.
Каждый выброс сопровождается волной постов в социальных сетях и на форумах, в которых люди с отчаянием пытаются установить источник запаха и пишут об ухудшении самочувствия.
Столичная система экологического мониторинга уровня загрязнения атмосферного воздуха работает крайне неудовлетворительно, считают москвичи и общественные деятели.
Сокращение зеленых зон
Еще одно неутешительное явление, которое постигло Москву — регулярное сокращение зеленых зон. Власти Москвы разрабатывают нормативную базу по размещению «объектов капитального строительства» в особо охраняемых природных территориях (ООПТ), каковых в столице более 60.
Угроза застройки нависла над Битцевским лесом, Сокольниками, Царицыно, Измайлово, Покровским-Стрешнево, природными заказниками «Воробьевы горы», «Долина реки Сетунь», «Зеленоградский» и другими. Так же наблюдается регулярные рубки деревьев в парковых зонах столицы, а так же в спальных районах.
Озеленение парков, скверов и улиц идет в крайне незначительных объемах.
Аэропорты
Локальная проблема – близость жилых комплексов к аэропортам, от которых исходят шумовое загрязнение и самолетные выбросы.
По словам одного из жителей поселка в 10 км от «Шереметьево», после открытия новой взлетно-посадочной полосы № 3 самолеты пролетают над поселком на высоте около 900 метров.
В Лобне воздушный коридор проходит на высоте менее 400–500 метров. Особенно сильно страдают жители микрорайонов Южный, Москвич и Катюшки.
По мнению специалистов, авиационный шум оказывает негативное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, а выбросы самолетов сопоставимы по составу с автомобильными.
Автотранспорт и выхлопные газы
Самый существенный вред экологической ситуации Москвы наносят выхлопные газы. По официальной статистике, московский транспорт генерирует до 65% всех выбросов.
Этим летом экологическая организация Greenpeace опубликовала рейтинг российских городов по загрязнению воздуха диоксидом азота, который образуется при сжигании различных видов топлива. Он чрезвычайно опасен и относится к первому классу экотоксикантов. Возглавляет рейтинг Москва, на втором месте — Санкт-Петербург, на третьем — Челябинск.
Как уже было сказано, основным источником диоксида азота в мегаполисах является автотранспорт. Немалое его количество образуется в том числе и в пробках.
Единственно возможный выход для покупателя жилья — стараться приобретать квартиру в удалении от дороги. Каждые 10 метров имеют значение. Также при выборе недвижимости стоит заранее изучить планы развития района: вдруг около нового дома появится автомагистраль.
Кроме того, экологические организации настоятельно рекомендуют предпочитать общественный транспорт личному автомобилю. А если вы еще не готовы полностью отказаться от своей машины, можно ездить относительно экологично: не открывать окна и не закреплять груз на крыше, чтобы не нарушать аэродинамику; избегать резких торможений и ускорений; не пользоваться кондиционером и печкой лишний раз; выключать двигатель, если нужно остановиться на пару минут; по возможности брать попутчиков. Кроме того, наименьшее количество топлива машины расходуют при движении со скоростью 60 км/ч.
Во многих городах Европы уже установлены зоны с ограничениями на въезд старых автомобилей с низким экологическим классом (ниже Евро-3). Подобные правила действуют в Германии, Франции, Австрии, Дании, Испании, Бельгии. Совет при президенте РФ по правам человека предлагает внедрить эту практику в Москве и Петербурге.
Комментарии
Но тут или деньги зарабатывать или за экологию беспокоиться