У нас в образовании есть несколько звеньев: студент, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Профессора готовят доцентов, доценты готовят ассистентов, а все вместе они учат студентов. Эти звенья должны функционировать непрерывно, младшие должны расти, повышать квалификацию, со временем замещая старших.
Переход из ассистентов в доценты возможен только через аспирантуру с написанием и защитой в научном совете диссертации. То же с переходом из доцентов в профессора, только надо пройти докторантуру и написать диссертацию.
А теперь представим ситуацию: бывший студент поступил в аспирантуру. Что мы можем ему предложить? Работу ассистента — в нашем регионе это 11 тысяч рублей в месяц. Если нет другого мотива — никто не пойдёт. Стипендию ему не платят, надо где-то подрабатывать.
Но допустим, ему хватает 11 тысяч (сидит на шее у родителей). Сейчас можно поступать только к профессору, к доценту уже нельзя — такое правило. Всё бы ничего, но профессорам — уже за 70 и за 80 лет. Сейчас ни один доцент не хочет стать профессором, потому что смысла нет, зарплата больше всего на 25–30%, а трудозатраты в разы больше. Если кандидатскую диссертацию можно за 4 года сделать, то докторскую меньше чем за 7–10 — нет, с тобой просто разговаривать не будут, и это тяжёлый труд. Люди не идут на это, т.к. прекрасно понимают, что надо зарабатывать деньги, устраивать свою жизнь. необходимо обеспечивать свою семью.
Кандидатскую диссертацию защитить негде, я уже не говорю о докторской. По нашей специальности, по технологии, совет остался только в Москве и периодически работает в Санкт-Петербурге: то закроют, то откроют. При существующих правилах профессура выбывает, ассистенты автоматом как звено выпадут, останутся только доценты. Но сейчас у нас самому молодому 55 лет. Совсем скоро студентов будет некому учить, а они уже набраны — вся образовательная система рухнет в одночасье.
Мы сами из этой ситуации выбраться не сможем. При этом наша специализация, «Технология и организация строительства», обеспечивает квалифицированными кадрами всех генподрядчиков, подрядчиков и субподрядчиков. Все они при этом рассуждают так: «У меня молодёжь работает, им работать ещё лет 20 как минимум, а этот вопрос не горит. Есть государство — это же вопрос государственной важности, пусть они там думают в Москве».
С генподрядчика ничего не возьмёшь: если у него какие-то деньги заводятся, он на них прибыль себе создаёт, строя высотки. Инвестору нужно вложить, продать, получить прибыль — он мимо образования проходит. Тем, кто уже отучился и работает сейчас на стройке, уже неинтересно, что там происходит.
То есть образовательное поле в области технических наук оказывается вне всяких интересов. Все думают: ну учатся и учатся, будут и дальше учиться. Не будут. Это же не только в нашем институте, везде такая ситуация. В Барнауле по технологии даже докторов наук нет. В Новокузнецке, Иркутске — то же самое.
В итоге не будет хороших инженеров, которые могли бы обучать техников. Инженер — это человек, который в 7 случаях из 10 правильно решает задачу, когда нет всех исходных условий — техник этого не может. Инженер может стать учёным, техник не может. Общество без науки — тупиковое, оно не может развиваться. В наше время своей науки нет только в бывших и нынешних колониях.
И ещё один важный момент. Все нормативные современные документы в реальных проектах делаются на научной базе 1970-х годов. Прошло 50 лет уже, всё поменялось, технологии другие: зимой за месяц льют 5 этажей из монолитного бетона, летом — 6. А мы не можем этому научить, потому что у нас учебники из 1970-х, так как на развитие науки денег нет. Потому нет и адекватных времени нормативных документов.
Зато в вузах ввели образовательные стандарты. Раньше мы могли добавить в программу что-то региональное: зимнее бетонирование, физические основы строительных процессов. Сейчас ничего добавить нельзя. Мы живём в регионе, где семь месяцев зима по климатологическому СНиПу, но мы не можем добавить зимнее бетонирование — это запрещено образовательным стандартом, а он один на всю страну, от Сочи до Якутска и Владивостока.
Государство под благовидными предлогами планомерно губит всё высшее образование. Это же не только в строительстве так, это во всём. Даже МФТИ, вуз из Долгопрудного, где самый высокий в стране проходной балл для поступления, испытывает те же проблемы. Министерство науки и высшего образования проводит политику, которая ведёт и науку, и высшее образование к полному уничтожению.
С экранов телевизора и в глобальной сети постоянно публикуются бравурные новости о том, как привлекают в сфере дополнительного образования молодежь, как создаются по всей стране Кванториумы, как и сколько тратится бюджетных средств по различным образовательным проектам и т.д. А все эти жалкие потуги чиновников ни к чему не приводят. нулевая эффективность. В целом проект с Квантоиумами и детскими технопарками - это развлекательный проект, который никакого отношения к реальному образованию никакого отношения не имеет. Мне довелось побывать в нескольких учреждениях дополнительного образования и посмотреть на организацию работы, познакомиться с учебными программами, планами и результатами, которые якобы удается достигнуть. Результат плачевен. Желаемое выдается за действительное. Во всех организациях развита служба по рекламе проекта, которая регулярно (ежедневно) выплевывает "жареные новости" о том как все хорошо и здорово в образовании и развитии детей. В сети Кванториумов в большинстве своем преподают неквалифицированные работники у которых нет базовых знаний в соответствующих областях. Мало того что очень низкого качества учебные программы, слабая материальная база и отсутствуют квалифицированные кадры, так еще вся работа строится на бумаге, когда по проекту в Кванториуме должно обучаться 800 человек, а на поверку учится только 350-400.
В чем причина?
А ответ кроется в банальнейшей вещи. Приводит папа мальчика в Кванториум, узнают про кружки, записываются, а через 2-3 недели папа подает заявление и забирает ребенка из Кванториума, т.к. видит, что все занятия проходят в непонятном формате, когда ребенка ничему конкретному не учат. Рассказывают только про какие-то абстрактные проблемы и ведут общие рассуждения как где-то как-то можно было бы с ними бороться. В России создается лишь видимость развития системы образования.
Упомяну так же последствия ЕГЭ. Школьники в вузы сейчас приходят совершенно неподготовленными к учебе в высших учебных заведениях. Это неоспоримый факт. Многие из них не знают элементарных вещей, не умеют самостоятельно пользоваться источниками информации, анализировать данные и строить на их основе какие-то практические работы.
Наше общество идет к неминуемому краху. Научный и материальный задел наших предков, который был сформирован в прошлом веке уже исчерпан. Профессионалы и ученые уходят из жизни. Большинству из них сейчас по 70-90 лет. Пройдет совсем немного времени и мы останемся без науки.
Титов М.М. - доктор технических наук, доцент кафедры технологии и организации строительства Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета.
Комментарии
И про школьников с их крайне низким уровнем подготовки полностью согласен. Школа перестала выполнять свою функцию. Уже нет гарантированного стандартного базиса знаний у ребят. Кто-то приходит более подготовленным, а кто-то совершенно ничего не знает. Как правило, те кто более подготовлен, брали частные уроки у репетиторов, которые их натаскивали на сдачу экзаменов.
Картина очень печальная.
Полностью согласен с коллегой по поводу крайне низких зарплат, огромного вала никому не нужной отчетной документации и прочих "умных" указивок.
Держимся. Пока еще держимся.