Статьи
|
Киберсквоттер
Киберсквоттеры - это те, кто регистрирует домены для продажи.
По сравнению с ситуацией 1998-2000 годов положение дел на рынке киберсквоттерства изменилось. Изменились юридический бэкграунд, число игроков на рынке, тактика киберсквоттеров, направление их работы.
Ввод предварительной оплаты регистрации доменных имен смёл с этого рынка новичков, которые не смогли вкладывать крупные суммы в бизнес со столь непостоянным доходом. Однако оставшихся киберсквоттеров опознавать стало гораздо сложнее. По словам Андрея Воробьева, если раньше на одном киберсквоттерском договоре было зарегистрировано по тысяче доменов, то теперь киберсквоттеры регистрируют домены не только на себя, но и на своих друзей и знакомых. "Бывает так, - говорит глава пресс-службы RU-Center, - что администраторы доменных имен ходят парой. Наши сотрудники их уже в лицо знают. Формально они никак между собой не связаны. У обоих договоры, и они домены между собой перекидывают. Только по косвенным признакам можно судить о том, что они в сговоре, а для этого нужно проводить специальные исследования".
Почему уменьшилось число киберсквоттеров
По оценке всех собеседников "Веб-информа", число киберсквоттеров по сравнению с прошлыми годами уменьшилось. Так, по словам Дениса Гледенова, сейчас тех, кто занимается регистрацией доменных имен на регулярной основе, насчитывается 5-6 человек. По данным Сергея Кудымова, директора проекта Ava.ru, число продаж постоянно растет, но не так быстро, как цены на домены. Доход одного киберсквоттера составляет несколько десятков тысяч долларов в месяц.
По мнению Андрея Воробьева, причина уменьшения количества киберсквоттеров заключается в том, что подавляющее большинство "интересных" доменных имен, в том числе доменов, совпадающих с торговыми марками, уже зарегистрировано. "Кто был первым, тот успел "вкусненькие" домены прихватить. Пусть доменов сто, но киберсквоттер продаст один и окупит содержание этих ста. А выходить сейчас с нуля, видимо, даже с экономической точки зрения бессмысленно", - утверждает Воробьев.
С ним не вполне согласен Д.Гледенов, заслуживший славу "киберсквоттера всея Руси". Он считает, что наибольший интерес представляют не домены, сходные с торговыми марками, а домены, содержащие общераспростра- ненные слова - именно на них больше спрос и цены.
Еще одна причина снижения количества игроков на рынке захвата доменных имен, по мнению Елены Герцевой и Андрея Воробьева, - действующее законодательство, в частности, поправки в Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от декабря 2002 г., которые не оставили некоторым дельцам шансов. "Я вообще не припомню ни одного случая в российском суде, чтобы товарный знак проиграл. Судиться сейчас считается хорошим тоном. Тем, что компании судятся, они как бы доказывают свою бизнес- прозрачность", - говорит Андрей Воробьев.
Антон Серго, известный сетевой юрист, кстати, сотрудничающий с RU-Center на внештатной основе, придерживается иного мнения. Он считает, что нынешняя юридическая обстановка однозначно складывается в пользу киберсквоттеров. "В восьми случаях из десяти я могу сказать киберсквоттеру, как поступить, чтобы у него доменное имя не смогли отобрать в судебном порядке. И, соответственно, только в двух случаях из десяти можно посоветовать что-то конкретное правообладателю, чтобы он смог отобрать домен у киберсквоттера", - говорит А.Серго. Кроме того, по его словам, существует тенденция, когда в качестве ответчика выступает физическое лицо. В этом случае борьба за доменные имена происходит в судах общей юрисдикции, и эта процедура длится годами. Вышеперечисленные факторы приводят, по словам г-на Серго, к тому, что юристы сами советуют истцам тратить не время на суды, а деньги на выкуп доменов.
Видимо, этим и объясняется то, что сейчас в судах нет громких доменных дел. Большинство спорных вопросов по доменам решается тихо: куплей- продажей доменного имени.
К слову, очень распространенный источник доменных споров - подделка документов на администрирование доменных имен. В таких случаях проводится графологическая экспертиза. Как только подделка доказывается, доменное имя переводится на администратора, обладавшего им на доконфликтном этапе, и на этом спорная ситуация исчерпывается.
По словам работников RU-Center, нередко в качестве ответчиков по доменным спорам выступают хостинг-провайдеры и дизайн-студии, которые регистрируют доменные имена на себя, а затем не желают передавать их компаниям, оплатившим эти домены.
Имеется и целый ряд провайдеров, на которых с давних пор зарегистрированы десятки привлекательных неиспользуемых доменов. Например, на компанию "Зенон" (zenon.net) зарегистрированы и используются для переадресации на основной ее веб-сайт (или не используются совсем) такие доменные имена, как car.ru, air.ru, cinema.ru, barbie.ru, creditcard.ru, magazine.ru, cross.ru, expo.ru, tomcat.ru, ufo.ru, vampire.ru, voyage.ru и многие другие. Множество неиспользуемых доменных имен, среди которых moscow.ru, pc.ru, ms.ru записаны на компанию "Демос-Интернет" (demos-internet.ru). Информации о том, что провайдеры занимаются продажей доменных имен, нет. Также как и об их использовании.
Между тем тот же Денис Гледенов, самый известный российский киберсквоттер, с формальной точки зрения также не анонсирует продажу доменов. На сайтах, принадлежащих Гледенову, есть только объявление: "Этот домен свободен. С предложениями по его использованию обращайтесь по e-mail: [email protected]". И не слова о сделках и ценах на домены.
Так кто же такие киберсквоттеры? Если верить Андрею Воробьеву, под это определение подпадает в большей степени Артемий Лебедев, нежели Денис Гледенов. Означает ли это, что веб-дизайнер стал киберсквоттером, а киберсквоттер - честным бизнесменом? Вряд ли. Так может быть, ведущему доменному регистратору стоит поменять определение и разобраться в собственных критериях?
Дополнительно по данной категории
23.06.2014 - Казантип | |
08.06.2014 - Крым | |
20.01.2013 - Космический мусор | |
02.01.2013 - Киберпространство | |
18.10.2012 - Кибероружие |