Статьи
|
Дракула
Дракула Влад (рум. Vlad Dr?culea) был Господарем Валахии в 1448, 1456–1462 и 1476 г.г. Прозвище «Цепеш» («Колосажатель», от рум. ?eap?, [цяпэ] – кол) получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол. Ветеран войн против Турции. Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште. Прозвище Дракула (сын дракона), Влад получил по причине членства его отца с 1431 г. в элитном рыцарском Ордене Дракона, созданном императором Сигизмундом в 1408 г. Члены Ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак Ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей.
Родился в Сигишоаре, в ноябре 1431 г., в маленьком городке в Трансильвании, сын валашского воеводы Влада II по прозвищу Дракул (Дракон). В 12 лет вместе с младшим братом был отправлен в заложники и удерживался в Турции на протяжении 4 лет. Вероятно, именно этот факт испортил психику Влада III. В дальнейшем о нем отзывались как о крайне неуравновешенном человеке со множеством странных идей и привычек. В 17 лет он узнал об убийстве боярами отца и старшего брата. Турки освобождают его и сажают на престол, который он покидает через несколько месяцев под напором Яноша Хуньяди, венгерского военного и политического деятеля. Дракула вынужден просить убежища у союзников в Молдавии, однако по истечении четырех лет, во время молдавской смуты, гибнет правитель Молдавии, приходившийся Владу дядей. Цепеш снова бежит, уже вместе с кузеном Штефаном чел Маре – в Венгрию, четыре года пребывает в Трансильвании – у валашских границ. В 1456 г. он восходит на трон с помощью венгров и валашских бояр. К началу правления под властью Цепеша находилось около 500 тыс. чел. Существуют данные, что за шесть лет своего правления (1456–1462 г.г.) Влад Дракула уничтожил до ста тысяч человек.
Вел борьбу с боярами за централизацию государственной власти. Вооружил свободных крестьян и горожан для борьбы с внутренней и внешней опасностью – завоевания земель Османской Империей. В 1461 г. отказался платить дань турецкому султану. В результате своей знаменитой «Ночной атаки» 17 июня 1462 г. заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 30–тысячную турецкую армию во главе с султаном Мехмедом II. Вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден в 1462 г. бежать в Венгрию, где был заключен под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме без суда и следствия 12 лет. Снова став господарем в 1476 г., был убит боярами.
По другой версии XV в., Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели.
Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя являлся документ, составленный неизвестным автором по приказу венгерского короля, и опубликованный в 1463 г. в Германии. Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.
Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 г., его самого казнили за поступки, как гласил приговор – «противные законам данной страны».
По поводу причин приписывания Владу III свойств вампира есть несколько предположений. Первое из них – возникновение подобных легенд из множества свидетельств о его «кровожадности». Со вторым предположением дело обстоит сложнее:
У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего, принявший католичество), непременно становится вампиром. Переход же в католичество Влада III, некогда грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма впечатляющим событием для его подданных–единоверцев. Вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной «компенсации»: переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке.
Тем не менее, есть мнение, что Дракула не менял веру, так как это привело бы к потере прав на престол.
Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 г.:
Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку – все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подает жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелек, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы – сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш ее предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своем, тогда Цепеш вспарывает ее живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и как мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по–своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мертвых и умиравших на колах людей.
По свидетельствам древнерусской повести, у неверных жен и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.
Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался ее украсть.
Особенности казней Дракулы
Считалось, что Господарь Валахии относился к чужим смертям с таким же безразличием, как Понтий Пилат к казни Иисуса (на рисунке слева изображен Влад Дракула в роли Понтия Пилата).
Множеству колов, на которые насаживали людей, придавались различные геометрические формы, рождаемые фантазией Цепеша. Существовали различные нюансы казней: одним кол вбивали через задний проход, при этом Цепеш специально следил, чтобы конец кола ни в коем случае не был слишком острым – обильное кровоизлияние могло слишком рано прекратить мучения казнимого. Правитель предпочитал чтобы мучения казнимого продлились хотя бы несколько дней. Другим колья вбивались через рот в горло, и они повисали вверх ногами. Третьи повисали, пронзенные через пупок, четвертым протыкали сердце. Также применялись казни в виде варки живьем в котле, обдирание кожи с выставлением на съедение птицам, удушение и т. д.
Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казненных – бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом, по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казненных. Больше всего упоминается случай, когда однажды тиран приказал своим стражникам прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, которые отказались снять их, войдя к графу в покои. Мехмед II, узнав о гибели своих послов, пошел на Влада с войной.
В январе 1477 г. Влад III Дракула–Цепеш гибнет в бою от предательского удара в спину одним из приближенных.
Последние исследования показали всю трагичность историй о Дракуле. Есть мнение, что своими жесткими мерами он предотвратил нашествие турок в Европу, и за одно это достоин светлой памяти благодарных потомков. Теперь все страшные истории о его жестоком правлении приписывают алчному окружению Дракулы, завистникам и казнокрадам, предателям и наушникам. Сейчас в школах Румынии детям преподают историю его жизни как историю национального героя, назаслуженно оклеветанного современниками.
Дополнительно по данной категории
20.01.2015 - Дистанционное обучение | |
25.08.2014 - Деаэратор | |
06.12.2012 - Диоксин | |
27.09.2012 - Драйвера | |
08.05.2012 - Дым |