19.10.2010 - Страдивари
СТРАДИВАРИ, АНТОНИО (Stradivari, Antonio) (ок. 1644–1737), прославленный итальянский скрипичный мастер. Точная дата и место рождения Страдивари не установлены. На одной из его скрипок стоит клеймо «1666, Кремона», и это первое свидетельство пребывания мастера в городе, где он впоследствии жил и где скончался 18 декабря 1837. То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати.
Почти вся жизнь мастера была посвящена совершенствованию его искусства и изготовлению великолепных инструментов, которые покрыли его имя неувядающей славой. Эволюция Страдивари показывает постепенное освобождение от влияния учителя и стремление к созданию нового типа скрипки, отличающейся тембровым богатством и мощным звучанием. До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки, но потом перешел к изготовлению более крупных инструментов. Типичная страдивариевская «удлиненная скрипка» имеет 363 мм в длину (на 9,5 мм крупнее аматиевской скрипки). Затем мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, – так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты. К позднему периоду принадлежат также лучшие виолончели Страдивари.
За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей; до нашего времени дошло примерно 600. Среди прославленных скрипок Страдивари – «Беттс» (1704, ныне хранится в Библиотеке Конгресса США), «Виотти» (1709), «Алард» (1715) и «Мессия» (1716).
Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.
18 декабря 1737 года, 270 лет назад остановилось сердце глубокого старика, непревзойденного скрипичных дел мастера Антонио Страдивари. Сколько прожил этот человек, доподлинно неизвестно, если судить по историческим хроникам, ему могло быть как 94 года, так и 89. Но зато куда более точно число музыкальных инструментов, которым дал жизнь великий Антонио – около 1100 скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Установлено, что Страдивари однажды изготовил и арфу, но больше всего он сделал виолончелей и контрабасов.
Итак, точной даты рождения не установлено. Связано это было с тем, что в начале и середине сороковых годов XVII столетия по Европе гуляла чума, добралась она и до Южной Италии, до маленького городка близ Кремоны, где жил обедневший аристократ Александр Страдивари и его супруга Анна Морони. Они решили укрыться от болезни в родовом селении Александра. Решение оказалось верным, чума своим черным крылом их не зацепила.
Вот только сынишка в первое время доставлял беспокойство. Никак не мог определиться с тем, кем ему стать. Вначале его кумиром был Микеланджело, и даже пытался ваять скульптуры, но если линии его статуй были безупречны, то лица безжизненны. Антонио быстро понял, что скульптор из него не получается, и увлекся резьбой по дереву, украшая мебель орнаментом. Но и к этому довольно быстро остыл, зато пристрастился к скрипичной игре. Только и здесь его ждала неудача – его пальцы скользили по струнам слишком медленно. Зато слух был отменный.
Сейчас уже трудно сказать, кто надоумил 18-летнего парня обратиться в мастерскую к самому Никола Амати. Скорее всего, подсказало сердце. Но Николо с первых же дней увидел – судьба послала ему не просто ученика, а гениального ученика. Начинал он с разнорабочего (принеси – подай), потом ему начали доверять филигранную работу по обработке дерева, далее научили работать с клеем и лаком, словом, шаг за шагом, парень вникал во все секреты мастерства.
Позволю себе небольшую образность. Как из тысячи новобранцев-солдат только один может дослужиться до генерала, так и из сотен деревянных заготовок уникально зазвучать может одна-две. И важно найти эту «золушку», которая под рукой мастера раскроет все свои возможности и таланты. Даже сыновей Антонио удивляло, как отец может распознать в неказистой заготовке именно то, что в будущем может стать подлинным шедевром.
Вроде бы хватает первый попавшийся «обрубок», прикладывает к плечу и начинает стучать по нему длинными худыми пальцами. Десяток деревяшек отбросит в сторону, а одна обязательно успокоится на его плече минуту, две, пять! И вроде бы звуки раздаются глухие, невыразительные, но заготовка вручается ученику, который доводит брусок до состояния полуфабриката…
Иной раз сыновья обижались на отца. Ночами сидит в своей лаборатории, делает какие-то наброски, расчеты, а потом добивается того, чтобы резец ученика ни на миллиметр не отступил от задуманного. А им, продолжателям его дела, Антонио так и не раскрыл своего секрета.
Вернемся в наш, XXI век, вернее в ХХ, когда разного рода проходимцы, желая околпачить как можно больше доверчивых людей, бросили клич: «Экстрасенсом может стать каждый!» И потянулись простаки, щедро платя доморощенным волшебникам за науку. Но разве можно научить человека чувствовать мир точно так же, как и самый великий экстрасенс? Схватывать на лету все нюансы заболевания человека? Определить единственно верный, самый эффективный способ лечения? Да тут у двух хозяек никогда не получается двух одинаковых борщей, хотя каждая берет одинаковое количество картофеля, капусты, свеклы, лука.
Был ли у Страдивари секрет? Очевидно, он обладал высокой техникой резьбы по дереву, четко определял, какое количество лака может впитать в себя древесина, мог расположить пружину так, чтобы струна выгибалась под тем или иным «правильным» углом. Да мало ли еще тонкостей в таком непростом деле? Но он же еще определял на глаз, слышал сердцем, что за заготовка перед ним. Красиво петь может только влюбленная скрипка! Сделанная из влюбленного дерева! О, как неправы те, кто считает, что ель, клен –бездушны.
А к чуткому внутреннему камертону у Антонио добавлялась огромная работоспособность, умение доводить работу до того момента, пока скрипка не запоет. И когда жители Кремоны восхищались чьим-то богатством, они всегда говорили: «Богат, как Страдивари». Хотя, конечно, кривили душой – деньги и талант все-таки разные вещи, и не всегда их союз гармоничен…
Почему же никто в мире, даже порой приближаясь к мастерству Страдивари очень близко, так и не сумел его превзойти. Разгадка проста – они не научились в таком совершенстве «разговаривать» с деревянными заготовками. И этому, к сожалению, научить нельзя…Легендарное звучание скрипок кремонского мастера вызвано обработкой дерева против жучков.
Рассматривая его скрипки, ученые снова и снова пытались понять, каким образом эти инструменты создают уникальный, такой чистый звук. Сейчас сделан еще один шаг к тому, чтобы раскрыть секреты великих скрипичных дел мастеров Страдивари и Гварнери. В исследовании, опубликованном в журнале Nature профессором Джозефом Нагивари из Texas A&M University, говорится, что клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, повергался химической обработке, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов.
Но могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Джозеф Нагивари проанализировал образцы древесины, взятые с внутренней стороны пяти инструментов, с помощью инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.
Если химическая составляющая этого процесса будет разгадана, это поможет усовершенствовать современную технологию производства скрипок, так что и дешевые скрипки, по словам профессора Нагивари, будут звучать «на миллион долларов». Кроме того, специалисты-реставраторы смогут обеспечить старинным инструментам лучшую сохранность.
Профессор Нагивари пытался воссоздать звук старинных скрипок из Кремоны в течение нескольких десятков лет. За это время он несколько раз побывал в Италии, прочел горы исторических документов, изучал внутреннее устройство скрипок и сам проводил эксперименты.
Венгр по национальности, профессор Нагивари увлекся скрипками 50 лет назад, во время обучения в Швейцарии, когда ему представилась возможность брать уроки музыки, пользуясь инструментом, принадлежавшим ранее его кумиру, Альберту Эйнштейну. Профессор Нагивари упражнялся каждый день, но затем был вынужден забросить занятия, чтобы посвятить себя науке. Проучившись год в Кембридже, он занял пост преподавателя в техасском колледже. «Там было очень скучно, - говорит он, - поэтому я завел себе хобби».
Профессор Нагивари несколько десятилетий пытался разгадать, почему кремонские инструменты, изготовленные полуграмотным юношей в XVII веке, звучат лучше любых других скрипок. Чтобы определить параметры качества звука, он подвергал скрипки Страдивари многочисленным испытаниям, анализируя вибрации передней и задней панелей и меняя эти панели на другие, изготовленные по их образу и подобию.
Он также изучал состав лаков, клеев, пропиток и наполнителей, которые, по его мнению, являются ключевыми для разгадки тайны звучания скрипок Страдивари и Гварнери. По мнению профессора Нагивари, дерево, из которого Страдивари делал свои скрипки, сплавляли по реке (то есть древесина длительное время находилась в воде), и, возможно, поэтому мастеру и приходилось подвергать материал специальной обработке.
Лак тоже имеет немалое значение. К настоящему времени ученые идентифицировали более 20 минералов в наполнителях и лаковых покрытиях инструментов, сделанных в Кремоне и Венеции. «Сложность химического процесса и тонкий помол минерального порошка, который содержится в лаковом покрытии, заставляют предполагать, что местные химики или аптекари были мастерами своего дела. Возможно, я святотатствую, но, по моему мнению, у Страдивари не было собственной формулы, и все вещества и способ изготовления лака он заимствовал у местного аптекаря», - говорит Нагивари.
Анализ лакового покрытия скрипок Страдивари позволил выявить его структуру на уровне одной миллиардной метра. показывает, что там содержатся очень маленькие – наномерные - структуры, которые считаются продуктом нового поколения. «Нанокомпозиты считаются продуктом нового поколения, но, оказывается, 300 лет назад они уже участвовали в создании прекрасных скрипок», - говорит профессор.
Три года назад был проведен эксперимент по сравнению звучания скрипки Страдивари, принадлежавшей Леонардо да Винчи, и скрипки, которая была изготовлена профессором Нагивари за шесть недель. 600 слушателей, среди которых было 160 музыкантов, по 10-балльной шкале оценивали тон и силу звука. По всем показателям и по оценкам экспертов – как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки – новая скрипка Нагивари получила немного лучшие оценки, чем творение Страдивари.
Однако у теории Нагивари много противников. Антиквары хотят сохранить ореол загадочности, романтики и высокую цену старых скрипок. Многие музыканты и изготовители скрипок просто не хотят признать, что секрет звучания их инструментов – всего лишь вопрос химии.
Опубликовано на сайте: http://borshec.ru
Прямая ссылка: http://borshec.ru/index.php?name=pages&op=view&id=27
|