Ник:
Пароль:

Опросы

Как Вы попали на наш сайт?!

Я давно его знаю, перешел из закладок
Нашел в поисковике
Увидел ссылку на другом сайте
Увидел ссылку на форуме
Из социальной сети
Увидел ссылку в блоге
Нашел ссылку в каталоге сайтов
ДРУГОЕ


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 172
Комментарии: 5

Добавить проект

global ; echo (2); ?>

Новости



Новости > Искусство и культура

Японская гравюра

4.5
Разместил: Бармалей Дата: 19.12.2010 Прочитано: 6316
Новости, связанные с миром искусства (живопись, графика, дизайн, музыка и т.д.) и культуры

Катсушика Хокусай
Озеро Сува в провинции Синано

Японская классическая ксилография (гравюра) - уникальное явление в мировом искусстве. Она знакомит зрителя с неповторимыми по тонкости и красоте гравюрами, которые уже несколько веков пленяют сердца не только художников, но и всякого, кто пытается прикоснуться к этим шедеврам далекого и загадочного искусства.

 



Красочная и изысканная, экзотическая и понятная по содержанию – она впервые привлекла внимание любителей искусства во второй половине XIX столетия. Именно она представляла в глазах европейцев яркие черты искусства Востока. Ей увлекались художники Тулуз-Лотрек, Дега, Ван Гог. Знакомство с ней повлияло на творчество русских и советских художников Билибина, Сомова, А.Бенуа, Грабаря, Митрохина, Верейского и многих других. Японская гравюра заняла важное место в ряду значительнейших достижений мирового искусства.
Печать с деревянных досок, появилась в Японии еще в период Хэйан (794-1185). Эту технику японцы заимствовали из Китая для изготовления небольших буддийских икон и амулетов, но такая продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства японская гравюра утверждается лишь в позднее средневековье, в период сёгуната Токугава (1603-1868). Это время характеризуется формированием новой городской культуры, отражавшей вкусы третьего и четвертого сословий - купцов и ремесленников, которые играли все большую роль в экономической и культурной жизни общества.
Японская гравюра на дереве как техника - относится к «обрезной ксилографии». Клише для нее изготавливалось на продольном срезе грушевого или вишневого дерева. Эскиз художника накладывался на доску, и все линии обрезались с двух сторон острым резцом. Первые века своего существования японская гравюра была одноцветной.

Катсушика Хокусай
ч/б гравюра на буддийский сюжет

 

Цветная ксилография - изобретение позднее, его причисляют к 1765 году и связывают с художником Судзуки Харунобу. Такая гравюра была очень трудоемка и требовала участия нескольких мастеров: художника, который писал эскиз будущей гравюры; ремесленника, доводящего эскиз до такой степени детализации, чтобы можно было резать доску; самого резчика, переносящего изображение на доску, и печатника, производящего печать вручную, без применения станка. Важна была также роль издателя, который не только осуществлял общее руководство, обеспечивал сбыт, но и нередко был инициатором создания и заказчиком произведения. В группе мог быть и ещё один участник – поэт, сочинявший для гравюры стихотворение, а в некоторых случаях и выступающий в качестве каллиграфа. Нередко гравюрой занимались целые семейные кланы, передавая свое мастерство из поколения в поколение. Например, специализировавшиеся в жанре театральной гравюры, художники династии Тории, передавали динамику и драматизм сцен театра Кабуки, отыскивая графический эквивалент героическому исполнительскому стилю. Актеры на их гравюрах запечатлены в момент наивысшего напряжения. Они очень красочны и выразительны.

 

 

В течение длительного периода времени ксилография не причислялась к произведениям высокого искусства. Лишь с начала XVII века, в период сложения городской культуры, с распространением многотиражных печатных изданий в среде набиравшего силу третьего сословия, гравюра, благодаря своей доступности, стала наиболее востребованным видом искусства, что предопределило ее расцвет в конце XVIII века. Постепенно преимущественно прикладное использование ксилографии - при изготовлении календарей, книг-картинок, игральных карт, театральных афиш, поздравительных карточек «суримоно» и прочего, дополнилось широким распространением станковой гравюры, заменявшей в небогатых домах дорогостоящую живопись.

Суримоно

 

Тогда же, в период Эдо (1615- 1868) в японском искусстве развилось знаменитое течение «уикё-э» (буквально: образы «изменчивого мира»). Уикё-э было порождением бурной и яркой городской жизни Японии. Возникнув в среде городского сословия – ремесленников и торговцев, оно стало отражением всей жизни горожан, их вкусов, интересов, моды. Новое художественное направление в искусстве основывалось на традициях книжной графики, служебной графики популярного театра Кабуки, жанровой живописи на ширмах и свитках.
Обозначавший изначально, в религиозном понимании, мирскую жизнь, термин «уикё-э» имел два толкования: «быстротекущий мир наслаждений» и «мир скорби». В эпоху Эдо он приобрел универсальный смысл, обозначив, как отмечают исследователи, «целый идеологический комплекс, включавший сферы не только религии, но и практической житейской морали, культуры и искусства». Самая молодая из школ классического японского искусства, «укиё-э» сохранила все своеобразие присущих ему черт - философскую созерцательность и эмоциональную полноту любования красотой бренного существования.
Основоположником японской гравюры укиё-э считается Хисикава Моронобу (ок.1618-1694), который первым стал создавать не только книжные иллюстрации, но и станковые произведения. Гравюра ХVII - первой половины XVIII века по-прежнему в основном была черно-белой. Печать производилась с одной доски - так называемого ключевого блока. Впрочем, уже с начала XVIII века, стремясь разнообразить колористическое решение листа, их стали раскрашивать от руки - сначала одним, затем двумя и тремя цветами. В это время (его принято называть ранним периодом) в искусстве японской гравюры складывается круг сюжетов, формируются жанры, среди которых наиболее популярным на протяжении всей истории существования гравюры были бидзинга и якуся-э.
Бидзинга переводится как изображение красавиц. Действительно, в них изображались прекрасные обитательницы "зеленых кварталов", как принято было в Японии на китайский манер обозначать увеселительные заведения - кварталы "красных фонарей". В жизни японцев этого периода "зеленые кварталы" играли значительную роль, что было связано с особым политическим положением в стране. Япония XVII-XIX веков являлась в полном смысле полицейским государством, все стороны социальной жизни японца строго регламентировались. В атмосфере "несвободы" своего рода "ничьей землей", местом, где характер общения, форма поведения не были предписаны свыше, где горожанин, хоть на время, мог почувствовать себя раскованно и независимо, стали "зеленые кварталы". Сюда приходили на представления театра-кабуки, для заключения сделок и, конечно, с целью посещения чайных домов, обитательницы которых славились не только своей красотой, но и образованностью, изысканностью вкуса, изяществом манер. Поэтому жанр бидзинга и стал основным в гравюре укиё-э...

Жанр якуся-э представляет собой портреты популярных актёров театра. Крупнейшие мастера этого жанра Тории Киёнобу (1664–1729), Кацукава Сюнсё (1726–1792), Тосюсай Сяраку (работал в 1794–1795), Утагава Тоёкуни (1769–1825).
Мастерские художников, связанных с театром, были наиболее устойчивыми династическими объединениями, и зачастую сложившиеся там творческие методы и формы преемственности распространялись на художественную практику мастеров гравюры всех жанров.
То, что японская театральная гравюра в процессе своего развития стала самоценным и самостоятельным искусством, расцвет которого пришелся на XVII–XIX вв., не имеет аналогий не только в культуре других стран Востока, но и в мировой культуре в целом.

Кикукава Эизан (Kikukawa Eizan) Портрет девушки

 

В России очень значимой коллекцией японского искусства располагает ГМИИ имени А.С.Пушкина. Она является одной из самых ранних и крупных в России.
В коллекцию музея входят живописные свитки, иллюстрированные книги, альбомы, цветные гравюры, ширмы, рисунки и другие произведения XVIII-XIX веков почти всех ведущих графиков и очень редкие работы - афиши театров и чайных домов, которые обычно вывешивались на людных перекрестках.
Большая часть коллекции ГМИИ имени А.С.Пушкина была приобретена в 90-х годах XIX века в Японии офицером русского флота Сергеем Николаевичем Китаевым (1864-1927) – одним из первых в России коллекционеров и знатоков этого искусства. Он увлекся графикой Японии, когда плавал на кораблях, заходивших в порты Японии. Китаев начал приобретать произведения живописи и графики с 1885 года в Токио, Киото, Осаке, Иокогаме, Кобэ и многих других городах и деревнях через своих агентов, которые, по его словам, «за несколько лет … исколесили Японию вдоль и поперек».
С.Н Китаев не только бережно хранил, но и активно популяризировал свою коллекцию. Впервые она была выставлена в 1896 году в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, затем в 1897 – в Историческом музее в Москве, а после подписания Портсмутского мира зимой 1905-1906 годов – в Большом зале Общества поощрения художеств в Петербурге.
В 1916 году, уезжая с семьей на лечение за границу, он оставил собрание на хранение в Румянцевском музее. После революции в России произошла национализация музейных ценностей, а затем последовала смерть С.Н.Китаева. Эти обстоятельства стали основанием для включения коллекции в фонды Румянцевского музея.
В 1924 году вместе со всем графическим собранием она была передана Музею изящных искусств (ГМИИ имени А.С.Пушкина). С тех пор японское собрание музея пополнялось за счет приобретений у коллекционеров, даров и пожертвований. Среди дарителей – известные ученые-искусствоведы: профессор АА. Сидоров, А.М. Эфрос, коллекционеры П.Д. Эттингер, кинорежиссер С.М. Эйзенштейн. Наиболее значительным было приобретение в 1956 году собрания И.Ф. Ефремова, в которое входило 35 гравюр и иллюстрированные книги Харонобу, Сукэнобу, Куниёси.
В коллекции ГМИИ имени А.С.Пушкина, в экспозиции выставки и в каталоге собрания особенно ценны две гравюры Киенага в ранних отпечатках: «Цветы Тацуми» - образное название куртизанок района Тацуми в Эдо (Токио), и «Сарувака и Кадомацу».
Из редких произведений Китагава Утамаро интересна театральная программа к известной пьесе «Тысяча вишен Ёсицунэ». Но в основном Утамаро (1753-1806) посвятил своё творчество изображению красавиц в разных жизненных обстоятельствах, обитательниц веселых кварталов. Его работы тонко передают единство жеста и настроения, освещения и выражения лиц моделей. Эти образы стали национальным идеалом женской красоты. Среди лучших гравюр Утамаро, представленных в экспозиции, такие известные произведения, как «Тидори-но Тамагава в провинции Муцу» из серии «Шесть рек Тамагава» и лист «Сидзука-годзэн».
Из произведений художников, работавших в первой четверти XIX века, в коллекции музея особенно ценны и многочисленны гравюры Кикугава Эдзана (76 листов) и Кэйсай Эйсэна (17 листов).
В коллекции есть также знаменитая пейзажная серия Андо Хиросигэ «Пятьдесят три станции Токайдо» датируемой 1833-1834 годами. Мастер передает зыбкие, преходящие состояния природы, эффекты снега, тумана, дождя, неповторимое настроение каждого уголка Японии. Художник проявил себя и большим мастером жанра «цветы и птицы». Известная гравюра «Ласточки и камелии в снегу» (около 1830) трепетно передает ощущение первых холодов, опушенных снегом ветвей камелий. Также упомянем, посвященные прославленным героям древности и знаменитым историческим событиям, триптихи Утагава Куниёси «Привидения Цутигумо в резиденции Минамото Райко» (1843) и «Тщетные поиски меча Тайра» (около 1844). В произведениях Куниёси – сложные ассоциации, игра образов и смыслов, содержание которых иногда с трудом удается расшифровать.

Смотрите также связанные новости

01.06.2017 - Фотошкола "Миг" предлагает
11.01.2017 - Фотоконкурсы от фотошколы
19.12.2016 - В Симферополе откроется выставка «Леонид Брежнев и Крым»
22.10.2016 - КотоВасия Анатолия Ярышкина
05.09.2016 - Крымский военно-исторический фестиваль
19.01.2016 - Видеографы
27.08.2015 - В Севастополе открывается кинофестиваль "Свидание с Россией"
03.08.2015 - «Новая волна» в этом году пройдет в Сочи и продлится 10 дней
24.02.2015 - Черное море мое
16.06.2014 - В Севастополе прошел фестиваль военных оркестров
23.05.2014 - Московские театры едут на «Большие гастроли»
21.05.2014 - Как бы смтрелись известные картины, если бы писались с моделей нашего времени
11.04.2014 - Анатолий Ярышкин и его кошки
11.04.2014 - В Гонконге выбросили свиток стоимостью 3,7 миллиона долларов
14.03.2014 - В Москве отмечают 450-летие первой печатной русской книги
04.03.2014 - Группа фотошколы "Миг" в соцсети ВКонтакте
25.02.2014 - Крупнейшая коллекция рисунков старых мастеров пойдет с молотка
29.01.2014 - Объявлены победители фотоконкурса AdMe Photo Awards 2013
29.11.2013 - Портрет Цоя работы Густава Гурьянова ушел с молотка
15.11.2013 - 5 знаменитых шедевров Клода Моне


Водим (Гость)
Комментарий: 1
Водим (Гость)
Гравюра, вид искусства графики.
Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведения прикладного назначения и т. д.
Ответить персонально Спуститься к концу Подняться к началу


Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Секретный код:
Секретный код
Повторить:



Нет содержания для этого блока!