Голландский дизайнер и изобретатель Даан Розегарде, ранее предложивший светящуюся в темноте автомобильную дорогу, заключил соглашение с властями одного из китайских городов. Розегарде намерен провести в городском парке испытания своей системы, которая будет бороться со смогом путем удаления частиц сажи электрическим полем. Подробности со ссылкой на сообщение дизайнера, сделанное на Dutch Design Week 2013.
Дизайнер недавно открыл второе отделение в Шанхае, однако для испытания своей системы выбрал именно Пекин, уровень загрязнения воздуха в котором заметно выше шанхайского. Так в 2011 году проведенные Всемирной организацией здравоохранения измерения показали, что частиц сажи с размером около 10 микрометров в пекинском воздухе содержится около 121 микрограмма на кубометр против шанхайского показателя в 81 микрограмм на кубометр (в момент написания новости в Москве станции наблюдения показывали от 40 до 120 микрограмм на метр кубический). Частицы размером меньше десяти, но больше 2,5 микрометров выделяют в отдельный класс загрязнений, поскольку они уже (в отличие от более крупной пыли) оседают в легких и могут представлять угрозу для здоровья.
Розегарде предлагает использовать для борьбы с ними принцип, который применяется в промышленных фильтрах, притяжение частиц электрическим полем. По заверениям Розегарде, система из помещенных под поверхностью земли медных катушек будет создавать электрическое поле, которое безвредно для здоровья в силу своей слабости и при этом все же способно ускорять осаждение пыли. Дизайнер утверждает, что его разработка была проверена при участии специалистов из Делфтского технологического университета и показала свою эффективность в масштабах небольшого помещения размерами 5х5 метров.
В интервью De Zeen Розегарде признал, что пока что остается неясным то, с какой высоты его испытанная в небольшом помещении система сможет собирать пыль. Он рассчитывает, что формирующий низкий слой пекинский смог удастся с помощью нового устройства прижать к земле и так или иначе избавиться от него: например, путем концентрации и сбора взвешенных частиц для утилизации.
На то, чтобы смонтировать оборудование и проверить его в деле, Розегарде рассчитывает потратить от года до полутора лет. Непосредственно на сайте студии Розегарде о проекте пока ничего не сказано.
Помимо сугубо дизайнерских проектов (один из которых, Crystal, был показан в России в 2013 году) Розенгарде известен идеей «умных дорог». Такие дороги представляют собой автомобильные шоссе с люминесцентной разметкой, и в перспективе их планируется оснастить индукционной системой подзарядки проезжающих электромобилей. Первая такая дорога должна была быть построена к концу 2013 года.