Информационно-развлекательный портал Borshec

13.07.2016 - Аппарат «Юнона» может разгадать тайну сумасшедшей энергии Юпитера

Десятая по счету миссия к Юпитеру выдала первый результат. Космический аппарат Juno, или «Юнона» прислал на Землю первую фотографию. На снимке, сделанном 10 июля с расстояния 4 миллионов километров, виден Юпитер и три из 67 его спутников — Ио, Европа и Ганимед (слева направо). На поверхности самого Юпитера виден огромный шторм — Большое красное пятно, размером превышающее Землю. О том, что кроме красивых фотографий ученые ждут от самой большой планеты Солнечной системы, мы поговорили с кандидатом физико-математических наук, старшим научным сотрудником Института космических исследований РАН, заместителем заведующего кафедрой космической физики МФТИ Александром РОДИНЫМ.

Аппарат «Юнона», по словам Родина, ценен именно тем, что направлен именно на сам Юпитер. Это его основная цель в отличие от предыдущей миссии «Галлилео», которая в основном изучала спутники планеты с 1995 по 2003 годы. В частности, аппарат подходил на ближайшее расстояние ко всем четырем из галлилеевых спутников — Ио, Ганимеду, Европе и Каллисто (названы так в связи с тем, что их открыл в XVII веке Галлилео Галлилей) и помог сделать следующие выводы: подтвердить наличие тонкой атмосферы на трёх из них, а также наличие жидкой воды под их поверхностью. Аппарат также открыл магнитное поле вокруг Ганимеда. Теперь очередь за изучением недр самого Юпитера.

- Мы так мало знаем о самой крупной планете нашей Солнечной системы, она настолько богата, что мы не можем даже предположить, какие тайны она может нам раскрыть, - говорит Родин. - Первая мега-задача - изучить магнитосферу Юпитера, у которого она самая мощная по сравнению с другими планетами. Магнитное поле очень велико, взаимодействует с системой спутников, это чрезвычайно богатый мир, и потому значительная часть запланированных экспериментов Juno связана именно с этим.

Вторая задача ученых — попытаться разобраться во внутреннем строении Юпитера: наблюдать за магнитным полем, его вариациями во времени, динамикой атмосферы, поглубже разобраться в ее химии. На ближайшие лет 15 эта веха исследований Юпитера будет основной.

- Газовый гигант Юпитер иногда называют «неудавшейся звездой» из- за его огромной массы — 1,8986 х 10 в 27 степени кг. Самый маленький из известных красных карликов всего лишь на 30 % больше в диаметре. Может, у Юпитера еще есть шанс перешагнуть в ранг звезды?

- Нет у него такого шанса. Сейчас благодаря успехам наблюдательной астрономии, мы знаем что в нашей Галактике существует много планет, похожих на Юпитер. Это довольно типичный представитель астрофизических объектов. Конечно это не звезда, это планета, хотя Юпитер излучает больше энергии, чем получает от Солнца. Но эта энергия возникает не в результате термоядерных реакций, а в результате сжатия планеты и других сложных химических реакций, которые нам еще не известны.

- На этот вопрос может ответить «Юнона»?

- Думаю, что это не исключено, возможны самые удивительные находки.

- Специалисты предполагают существование жизни на спутниках Юпитера. Что дает им такую надежду?

- Прямых доказательств о жизни на спутниках Юпитера у нас нет. Все разговоры о жизни на галлилеевых спутниках строятся на одной единственной гипотезе: в соответствие с теорией внутреннего строения, их мантия (а они в основном состоят из воды) тоже должна находится в жидком состоянии. Скорей всего эта вода непригодна для жизни, - сильный раствор солей. Но мы знаем, что жизни не бывает без воды, а мест, где она может существовать в Солнечной системе не так и много. За пределами Земли вода есть только в мантиях Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто. Но, скорей всего факторов, препятствующих существованию жизни там все-таки больше.

Опубликовано на сайте: http://borshec.ru