Информационно-развлекательный портал Borshec

18.10.2013 - Учимся фотографировать футбол

 

Спортивный репортаж – это особый вид съемки, со своими сложностями и особенностями. Съемка бобслея будет существенно отличаться от съемки хоккея или турнира по шахматам. Каждый вид спорта требует определенной подготовки и навыков, погружения в среду и глубокого понимания происходящего на арене. Снимать, например, кёрлинг, лишь отдаленно представляя себе, что значит это слово – затея, обреченная на провал.

Но сегодня мы поговорим о футболе — спорте, о котором в нашей стране досконально знают все и всё.



Величественный стадион, полный колоритных болельщиков; звёзды первой величины, до которых можно достать рукой; накал страстей на поле и красивые ракурсы, которые просятся в объектив… Ничего из этого у вас на первых порах не будет. Набивать руку и тренировать взгляд лучше на матчах попроще.

С чего начать?

Начать стоит с подготовки. Например – выбрать матч. Скорее всего, на выходных в вашем городе проходят десятки, если не сотни футбольных матчей различного уровня. Футболисты – люди эмоциональные, зачастую тщеславные, поэтому даже на матчах двадцать пятой лиги любительского чемпионата или турнира сборных команд городских заводов будет, что фотографировать. И не бойтесь, что фотографии уйдут в стол – не пройдет и десяти минут, как вам зададут коронный вопрос: «А где можно будет фотографии посмотреть?». Ко мне прямо посреди матча с подобным вопросом подходил даже главный судья.

Поэтому, прежде всего, ознакомьтесь с расписанием соревнований и выберите наиболее подходящий матч.

Далее, соберите информацию о матче и о соревновании, в рамках которого он проходит. Иногда бывает так, что даже на любительских соревнованиях самый важный человек на свете – охранник стадиона – запретит фотографировать, сославшись на какие-то инструкции. Избавьтесь от необходимости с ним спорить: заранее разузнайте, какие разрешения и аккредитации вам потребуются. Как правило, получить их — дело одного телефонного звонка.

Можно, конечно, приехать и наудачу. Бывает, что на матче нет никакой охраны, и вас некому будет остановить. Но чем лучше вы подготовитесь, тем больше шансов будет на успех. Кстати, на матч лучше приехать заранее, хотя бы за полчаса, чтобы успеть осмотреться, понять, где удобнее встать во время матча, откуда будет сподручнее снимать, и успеть решить организационные вопросы, если они появятся.

На что снимать?

Техника для съемки футбола весьма специфична. Во время Чемпионатов мира или матчей Лиги Чемпионов по периметру поля усаживается армия фотографов с телевиками размером с полноценный телескоп.

Как правило, у футбольного фотографа связаны руки: он не может выбрать ни время съемки, ни место. Он снимает под полуденным солнцем, под шквальным ливнем и в снегопад. Причем иногда все эти катаклизмы обрушиваются на его голову за время одного и того же матча. Кроме того, футбольный фотограф ограничен в передвижениях кромкой поля и суровыми секьюрити. Вот и выходит, что для съемки событий вдалеке нужен телеобъектив, для обеспечения приемлемого качества в вечернем свете — зеркальная камера с малым уровнем шумов… “Мыльницей” здесь не отделаешься. Многие профессионалы снимают сразу с двух камер: на одной – телевик, на второй – универсальный объектив для съемки интересных моментов буквально перед носом (а такое случается). Чтоб Вы лучше представляли каким оборудованием пользуется профессиональный спортивный фотограф мы приведем ссылку на статью "Подготовка к фотосъемке олимпиады". Но пока в ваш кадр не бежит празднующий гол Андрей Аршавин с фирменным жестом «палец к губам», зум-телевика будет вполне достаточно.

Если говорить о камере, то, во-первых, важна скорострельность. Футбол – очень быстрый вид спорта, и за доли секунды кадр может измениться с «вау!» до «скучища.». Серийная съемка – друг футбольного фотографа, поэтому выбирайте ту камеру, что способна сделать больше кадров в секунду. Во-вторых, нужна нешумная матрица. Вам практически наверняка придется снимать в плохую погоду или вечернее время, а может быть, и в крытых манежах, где с освещением обычно совсем плохо. Чем меньше шумит матрица на высоких значениях ISO, тем лучше. В-третьих, важна быстрая фокусировка. Поэтому для съемки футбола выбирают именно зеркалки. Все остальные фотоаппараты пока не дотянулись до них в плане автофокуса.

Камера Pentax K-500 подходит практически по всем параметрам. Она снимает 6 кадров в секунду в серийной съемке, а ISO можно смело поднимать до 6400 единиц — это значение вполне рабочее. Правда, искренне надеюсь, что вам не придется снимать футбол безлунной ночью в освещении карманных фонариков, и поэтому вам хватит и более низких значений светочувствительности. При этом камера небольшая и довольно легкая – как только вы соберете свой рюкзак с оборудованием и наденете его, сразу оцените это преимущество.

Все же професиональные фотографы предпочитают брать на работу топовые камеры от Canon и Nikon.

Хорошая оптика в спортивном репортаже чрезвычайно важна, так что объектив должен быть качественным и удобным.

Чем больше светосила, тем лучше. Возможность сильно открыть диафрагму очень пригодится не только в непогоду, но и в яркий солнечный день – снимки с размытым фоном получаются интереснее и красочнее, чем фотографии с высокой детализацией заднего плана. Желательно, чтобы светосила была постоянной на всех фокусных расстояниях объектива, ведь большую часть снимков вы будете снимать на максимальном зуме. Зато на стабилизаторе изображения можно «сэкономить»: в футбольной фотосъемке он бесполезен.

Что касается фокусных расстояний, тут все просто: вам нужен телевик. Объективом короче 100 мм вы практически ничего не снимете. Лучше взять зум: хоть фикс и даст лучшую картинку, на него сложнее ловить моменты, тем более – новичку.

В качестве основного объектива для съемки иллюстраций к этой статье использовался Pentax SMC DA 60-250mm f/4 ED (IF) SDM. У него очень удобный диапазон фокусных расстояний – на 250 мм вы дотянетесь до центра поля, снимая от ворот, а на 60 мм получится вместить моменты, происходящие близко от вас. Диафрагмы f4 хватает, чтобы хорошо размыть фон и снимать даже в пасмурную погоду.

Если есть возможность, захватите с собой и стандартный зум-объектив. Он может пригодиться, чтобы заснять неигровые, но не менее интересные сюжеты: зрителей в ожидании матча, тренера, ругающего судью, награждение команд и особо любимый всеми футболистами общекомандный снимок с завоеванным кубком, который на длиннофокусный объектив вам пришлось бы снимать, отойдя метров на пятьдесят.

Что еще взять с собой?

Приезжайте на игры с двумя заряженными аккумуляторами. Самое обидное в жизни спортивного фотографа – приехать на какое-нибудь соревнование через весь город и обнаружить, что аккумулятора хватит от силы минут на пять. Кстати, Pentax K-500 в этом плане очень удобен, ведь работать может как от штатного аккумулятора, так и от обычных пальчиковых батареек. А батарейки почти всегда можно найти где-то поблизости.

Берите карты памяти большого объема, причем на скорости записи экономить тоже не стоит. Съемка у вас по большей части будет серийная, поэтому и снимков будет получаться больше обычного.

Обязательно подумайте о приобретении монопода. Светосильные телевики достаточно тяжелые, и даже если камера у вас легкая, держать всю конструкцию на вытянутых руках пару часов кряду устанет любой атлет. Штатив-тренога снизит мобильность, а вот монопод не помешает ловить моменты, но разгрузит руки.

В непогоду захватите защитный накамерный чехол от дождя, а также дождевик для себя. К сожалению, места для фотографов не оборудованы навесами, поэтому, если ваша камера вам дорога, то придется подумать о защите техники. Зонт не поможет: удерживать его локтем, одновременно фотографируя и уворачиваясь от мячей, страшно неудобно. Также не помешает бленда на объектив. Она не только защитит линзу от капель дождя и солнечных бликов, но и повысит шансы объектива уцелеть при попадании в него мячом.

 

Откуда снимать?

На разных стадионах зоны, где может стоять фотограф, различаются. Где-то можно расположиться только за воротами, где-то – свободно разгуливать по всему периметру поля. На большинстве стадионов, которые принимают матчи высокого уровня, фотографам запрещено перемещаться вдоль поля, пока идет игра. Так что стратегический выбор позиции на поле для профессионального фотографа даже важнее, чем для футболистов.

Многие фотографы предпочитают снимать за воротами, вернее, вплотную к ним. Ведь цель игры – забить мяч в ворота (да, самое время изучить правила футбола), а значит, лица игроков и их эмоции будет проще всего поймать, стоя недалеко от штанги.

Но это не догма, и с «бровки» тоже можно ловить удачные кадры. Достаточно удобная позиция – у углового флажка, особенно если объектив дальнобойный. Если условия позволяют, почаще меняйте дислокацию, чтобы ваш репортаж не был однообразным.

Кстати, чем больше вы знаете о предстоящем матче, тем проще будет определиться с собственной позицией на поле. В матче между явным фаворитом и аутсайдером стоять за воротами условной «Барселоны» не имеет большого смысла – скорее всего, кроме затылков защитников, в ваш кадр так ничего и не попадет. Если же встречаются равные по силе команды, то снимать будет удобнее сбоку, встав поближе к линии центра поля: скорее всего, игроки не будут подпускать друг друга к воротам, и большая часть борьбы пройдет у вас под носом.

Еще один важный момент – условия света. К примеру, если матч начинается незадолго до заката, а погода солнечная, то нужно встать так, чтобы солнце не светило в объектив. К чему усложнять себе жизнь проблемным освещением?

Что снимать?

Основная часть футбольного репортажа – игровые моменты. Следите через объектив за мячом. Старайтесь, чтобы мяч был в кадре – сюжеты без мяча обычно неинтересны, даже если поза игроков получилась динамичной. Футбол – контактный спорт, и лучшие моменты для фотографа – именно моменты контакта игроков. Борьба за мяч в воздухе, подкаты защитников, дриблинг нападающих.

Игровые моменты перемежайте эмоциональными снимками. Празднование гола, выразительная мимика тренера команды или нападающего, который пробил «по воробьям», поддержка зрителей – все это скрасит ваш репортаж. Если игра переместилась на противоположный конец поля, то нет смысла ловить игровые моменты в это время. Пока игроки далеко, самое время отвлечься от мяча и осмотреться – поискать на трибуне необычных зрителей, поснимать эмоции, царящие на скамейке запасных.

Обращайте внимание на антураж матча, ищите что-то необычное, то, чего не будет на снимках с других футбольных матчей. Постарайтесь отразить это в своих фотографиях, чтобы передать зрителю атмосферу игры.

Как настроить камеру?

Если оптика у вас достаточно хорошая, с постоянной светосилой, то снимать удобнее в режиме приоритета диафрагмы, открыв ее максимально. Значение ISO выбирайте такое, чтобы выдержка в среднем получалась от 1/1000 секунды и короче. В плохих условиях можно удовлетвориться и значением в 1/500 секунды. Ну а если в вашем распоряжении совсем слабая техника, то выбирайте режим приоритета выдержки и выставляйте настолько малое ее значение, насколько получится. Можно немного недосвечивать снимки с расчетом вытянуть их затем при обработке.

Не бойтесь поднимать значение ISO. Пусть лучше снимок будет шумным, чем смазанным: шумы можно снизить при постобработке, а вот расплывчатые лица обязательно пойдут в корзину.

Не забудьте выставить режим серийной съемки. Самые интересные моменты лучше снимать серией, чтобы затем выбрать наиболее удачный кадр. А вот следящий автофокус — вопрос личных предпочтений. Попробуйте поснимать с использованием следящего автофокуса и с обычной фокусировкой, чтобы разобраться, как вам удобнее.

Фокусироваться лучше по одной центральной точке, иначе в гениальных по моменту и компоновке кадрах вместо футболиста, бьющего через себя, фокус окажется на спине близстоящего защитника. Если работаете в искусственном освещении, не забудьте вручную выставить баланс белого. Raw-формат для спортивной съемки не очень удобен, поскольку место на карте памяти не резиновое, а скорость серийной съемки и записи на флешку важнее, чем возможности обработки сырого файла. Но если с матча требуется сделать всего два-три кадра, зато во всех отношениях идеальных, конечно, лучше снимать в формате raw.

В переменчивую погоду, когда солнце то прячется за тучами, то выглядывает, удобно использовать пользовательские режимы камеры: в одном режиме настроить баланс белого и светочувствительность на прямой солнечный свет, во втором – на облачную погоду, — и быстро переключаться между ними.

Как обрабатывать снимки?

После съемки вы неизбежно станете счастливым обладателем флеш-карты, забитой несколькими сотнями или даже тысячами фотографий. Из них нужно составить хороший репортаж, причем, как правило, в сжатые сроки. Обычно фоторепортажи интересны в первые сутки после окончания матча. Надо ли при таких исходных данных обрабатывать снимки? Надо! Минимальная обработка необходима. Это вежливость по отношению к зрителю. Художественная ретушь и тщательная проработка каждого кадра не требуется – жанр не тот. А вот откорректировать контрастность, вытянуть немного тени, если снимали на ярком солнце, выправить завал кадра и убрать лишнее кадрированием – нужно.

Автоматизируйте обработку. Не стоит тратить драгоценное время на монотонные действия. Лучше один раз в начале обработки написать action в Photoshop, который будет разом, за один клик корректировать цвета и яркость снимка, изменять размер, повышать резкость и сохранять в указанную папку полученный результат.

Пакетно обрабатывать снимки не получится. Компьютеры пока не научились анализировать снимки и самостоятельно определять, как нужно кадрировать фотографию, есть ли завал горизонта и как его убрать. Это придется делать вручную.

Перед обработкой определитесь, сколько снимков приблизительно вы хотите получить в итоге – пятьдесят? Сто? А может быть, всего десять? Исходя из этого, отбирайте лучшие кадры. Зачастую удобнее сначала пролистать полученные снимки, попутно удаляя все неинтересные, бракованные и лишние, а затем обработать оставшиеся.

И еще пара слов о кадрировании. Подумайте, есть ли необходимость сохранять стандартные соотношения сторон? Куда пойдут снимки – в интернет, в газету или журнал, в фотоальбом или на стену в рамку? Если такой необходимости нет, при кадрировании лучше нарушить соотношение сторон, но убрать торчащую в углу ногу убежавшего из кадра игрока.

И напоследок последний совет: берегите себя! Уворачивайтесь от мяча, в прохладную погоду одевайтесь теплее обычного. Это футболисты бегают, а вот вам два часа придется простоять на открытом пространстве, и это совсем не то же самое, что пробежаться от дома до метро. Если в вашем фоторюкзаке осталось место, положите туда термос с горячим чаем, и в перерыве матча вы обязательно скажете себе спасибо за предусмотрительность.

Успехов!


Опубликовано на сайте: http://borshec.ru
Прямая ссылка: http://borshec.ru/index.php?name=news&op=view&id=2571