20.01.2011 - Обзор Tokina AF28-80mm f/2.8 AT-X PRO
Начну наш обзор объектива очень издалека. В 1935 году талантливый изобретатель и инженер Пьер Энженё (Pierre Angenieux) основал в Париже компанию по разработке оптики для кинематографа. Уже через три года, в 1938 году, в линейку продукции добавились фотообъективы, первым стал Angenieux 50/2,9. Энженё принадлежит первенство в производстве ретрофокусных фотообъективов - в 1950 году первой моделью стал Angenieux 35/2,5. В 60-х годах прошлого века компания стала одной из первых, выпускающих качественные объективы с переменным фокусным расстоянием. Первые фотографии обратной стороны Луны в 1964 году были сделаны на объектив Angenieux 25/0.95, а кинообъективы компании использовались для съемки высадки человека на Луну в 1969 году. Наград, заслуг и регалий у компании достаточно, но это не помогло ей в условиях усиливающейся конкуренции на рынке массовой продукции: в 1986 году компанию купила группа Essilor, а в 1993 - группа компаний Thales (ранее Thomson-CSF). В 1994 году Angenieux прекратил производство массовой продукции (в том числе фотообъективов), сосредоточившись на профессиональном рынке. Последним разработанным и запущенным в производство фотографическим зумом стал Angenieux AF 28-70/2.6, который рекламировали как «самый светлый автофокусный зум-объектив в мире».
Tokina AF28-80mm f/2.8 AT-X PRO Техническая характеристика
Доступные байонеты |
Canon EF, Nikon F, Pentax K, Sony / Minolta A |
Приложения |
Портрет, Ландшафт, Архитектура |
Категории |
Стандартный зум |
Кратность увеличения |
1? |
Стабилизатор |
нет |
Фокусное расстояние |
28 - 80 mm (2,9? зум) |
Конструкция объектива |
16 линз в 12 группах |
Угол поля зрения |
35мм: 75.3-30.3°
цифровой: н/д |
Число лепестков диафрагмы |
9 |
Максимальная диафрагма |
широкоугольный: f/2,8 телеобъектив: f/2,8 |
Минимальная диафрагма |
широкоугольный: н/д телеобъектив: н/д |
Минимальное фокусное расстояние |
50 cm |
Увеличение |
0,2? |
Размер фильтра |
77 mm |
Размер |
? 84 ? 120 mm |
Вес |
819 g |
Примечания |
|
Скорость автофокусировки |
н/д |
Звук привода автофокусировки |
|
Внутренняя фокусировка |
да |
Внутреннее зумирование |
н/д |
Фиксированная передняя линза |
да |
Тип байонета |
металлический |
С влаго- и пылезащитой |
н/д |
Сменный фильтр |
нет |
Автофокусировка с ультразвуковым приводом |
нет |
Круг изображения размера APS-C |
нет |
Линза с низкой дисперсией |
да |
Твердый чехол |
н/д |
Мягкий чехол |
включен |
Светозащитная бленда |
BH773 (включен) |
Штативный адаптер |
н/д |
Снятый с производства |
да |
Шагнем чуть ближе к герою сегодняшнего обзора: Tokina выкупила у Angenieux оптическую схему и право на производство Angenieux AF 28-70/2.6 под своим именем и выпустила в 1994 году первую «вариацию на тему» - Tokina 28-70/2.6-2.8 AT-X 270 AF PRO. Позже вышла вторая версия объектива, отличающаяся блендой, отделкой корпуса и улучшенным просветлением. А в 2000 году свет увидел герой сегодняшнего обзора – объектив Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO, также ведущий корни от Angenieux AF 28-70/2.6
Три упомянутых светосильных «штатных» зума от Tokina были с энтузиазмом встречены фотографирующей публикой и до сих пор пользуются популярностью у увлеченных фотолюбителей: своеобразный рисунок и качественное исполнение соседствуют в них с относительно невысокой ценой на вторичном рынке.
Технические характеристики объектива
Оптическая схема (с сайта фирмы)
-
Фокусные расстояния: 28 – 80 мм
-
Угол поля зрения (диагональ): 75,3 – 30,3 градуса
-
Оптическая конструкция: 16 элементов в 12 группах, включая 2 асферических и 1 SD элемент
-
Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/22
-
Количество лепестков диафрагмы: 9
-
Привод автофокуса: обычный микромотор
-
Минимальная дистанция фокусировки: 50 см
-
Максимальное увеличение: 0,2х
-
Диаметр светофильтра: 77 мм
-
Размеры: 120 мм
-
Вес: 820 грамм
Выпускались варианты объектива под разные системы: Canon, Minolta, Nikon и Pentax
Комплект поставки
На тест объектив пришел в «рабочем» комплекте:
-
Объектив
-
Передняя и задняя крышки
-
Бленда Tokina BH-775
Информация на сайте компании говорит о том, что продавалась модель в комплекте с мягким чехлом для хранения. Обидно, что фирма отказалась от комплектации моделей своей топовой линейки AT-X этим полезным аксессуаром.
Добавлю, что качество комплектной лепестковой бленды заслуживает самой высокой оценки: отличный пластик, «бархатная» внутренняя поверхность. Передняя же крышка достойна сурового порицания за крайнее неудобство использования: тонкая, с невнятными боковыми замками.
Качество материалов и изготовления, органы управления и эргономика
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO – яркий представитель знаменитой линейки «железных» объективов компании. В случае с героем обзора это не метафора, а констатация факта: основа объектива выполнена из дюралюминия, внешние поверхности из композитных материалов, а крепление байонета из хромированной латуни. Объектив выглядит и ощущается собранным, крепким и качественным. Нравится приятная шероховатость поверхности, полное отсутствие люфтов и разболтанности. Окошко расстояний в наличии, кольца изменения фокусных и ручного фокуса покрыты рифленой резиной, золотая полоска на переднем срезе заявляет о «серьезности». Конструктив заслуживает самой высокой оценки, находится на уровне лучших образцов объективостроения. В модели явно ощущается «старательность» производителя, стремившегося сделать на самом деле высококачественный объектив.
AF 28-80/2,8 не меняет внешних размеров при изменении фокусных расстояний, перемещая элементы внутри корпуса. Решение нехарактерно для штатных зумов диапазона 24/28 – 70/80 мм, но избавляет от выдвигающегося (и зачастую разбалтывающегося) «хобота». Хобот отсутствует, но в положении 80 мм Tokina AT-X 280 PRO склонна к самостоятельному изменению фокусного под собственным весом: направленная вверх «сдвигается» на 75 мм, возвращается обратно в положение 80 мм направленная вниз.
Передний элемент объектива находится ближе всего к переднему краю в положении 28 мм, уходит вглубь на целый сантиметр к фокусному 50 мм и снова выдвигается вперед на 5 мм к фокусному 80 мм.
Кольцо изменения фокусных убедительно широкое – 3 см, из которых 2 покрыты рифленой резиной, расположено именно там, где нужно, отлично демпфировано, вращается мягко и с комфортным усилием, без заеданий и закусывания. Ход кольца составляет чуть меньше 90 градусов.
Широкое кольцо ручной фокусировки находится в передней части объектива и, кроме основной функции, выполняет роль переключателя режимов фокусировки: режим ручного фокуса включается перемещением кольца на себя, автоматического – от себя. Решение может нравиться или нет, но в сочетании с обычным микромотором в приводе автофокуса обеспечивает неподвижность кольца в режиме АФ – кольцо выходит из зацепления с механизмом в режиме автофокуса. Критиковать можно, но определенно привлекательнее постоянно вращающегося и мешающего кольца фокусировки.
Кольцо покрыто рифленой резиной, широкое (5 см, из которых 3,5 обрезинены), расположено удобно, отлично демпфировано, вращается в режиме ручного фокуса мягко, равномерно и без затруднений. Ход кольца короткий – около 90 градусов.
Геометрические искажения
Время разработки Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO сказывается на выступлении модели в тестовых дисциплинах, но с геометрическими искажениями объектив справляется неплохо, а показанные результаты находятся в пределах, не превышающих показатели одноклассников и конкурентов.
На фокусном 28 мм бочкообразная дисторсия составляет 2,7%.
На фокусном 35 мм уровень бочкообразной дисторсии опускается до относительно комфортного в 1%.
Характер геометрических искажений меняется в районе фокусного 40 мм. В положении 50 мм подушкообразная дисторсия составляет 1,1%.
«Подушка» увеличивается до 1,9% к фокусному 80 мм – в положении «теле» показатели хуже конкурентов, на реальных снимках будут заметны и могут потребовать коррекции при постобработке.
Характер дисторсии обычный, правится она в графических редакторах без проблем.
Разрешение и резкость
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 PRO – модель совершенно точно не предназначенная для фотолюбителей, стремящихся к максимизации резкости: на полностью открытой диафрагме объектив откровенно мягковат. Приемлемые показатели начинаются на широком угле с f/4.0, а в диапазоне 50 – 80 мм лишь с f/5.6. Поведением на полностью открытой диафрагме, особенно в теледиапазоне он напоминает многие экземпляры Canon EF 50/1.4 USM: нерезкость, помноженная на размытость и свечение краев, дает необычную, но привлекающую многих «портретистов» картинку. Я называю ее «эффектом ёжика в тумане».
На фокусном 28 мм
28 мм
|
f/2,8
|
f/4,0
|
f/5,6
|
f/8,0
|
f/11
|
Центр
|
93%
|
95%
|
98%
|
100%
|
97%
|
Край
|
78%
|
86%
|
90%
|
94%
|
95%
|
Угол
|
51%
|
66%
|
76%
|
82%
|
81%
|
На фокусном 35 мм
35 мм
|
f/2,8
|
f/4,0
|
f/5,6
|
f/8,0
|
f/11
|
Центр
|
85%
|
94%
|
95%
|
97%
|
98%
|
Край
|
52%
|
71%
|
81%
|
85%
|
86%
|
Угол
|
34%
|
44%
|
63%
|
72%
|
75%
|
На фокусном 50 мм
50 мм
|
f/2,8
|
f/4,0
|
f/5,6
|
f/8,0
|
f/11
|
Центр
|
59%
|
73%
|
84%
|
89%
|
92%
|
Край
|
39%
|
48%
|
66%
|
82%
|
82%
|
Угол
|
35%
|
38%
|
51%
|
74%
|
76%
|
На фокусном 80 мм
80 мм
|
f/2,8
|
f/4,0
|
f/5,6
|
f/8,0
|
f/11
|
Центр
|
56%
|
70%
|
83%
|
90%
|
93%
|
Край
|
37%
|
46%
|
61%
|
81%
|
83%
|
Угол
|
32%
|
38%
|
43%
|
68%
|
70%
|
96%
|
115%
|
отлично
|
81%
|
95%
|
очень хорошо
|
66%
|
80%
|
хорошо
|
40%
|
65%
|
приемлемо
|
|
39%
|
плохо
|
Виньетирование
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO – середнячок: виньетирование присутствует, результаты не выдающиеся, но не намного хуже конкурентов и одноклассников.
Ожидаемо, наиболее проблематичен широкий угол: на фокусном 28 мм и полностью открытой диафрагме уровень виньетирования в углах кадра достигает 3 ступеней. Прикрытие диафрагмы ситуацию улучшает, но не исправляет полностью: на f/4.0 затемнение в углах составляет немалые 1,8 ступени, на f/5.6 все еще превышает относительно комфортное значение в 1 ступень – 1,25 ступени, и лишь на f/8.0 снижается ниже отметки в 1 ступень.
Фокусное 35 мм: на f/2.8 угла затемнены на 2,1 ступени, на 1.1 ступени на f/5.6, показатели ниже 1 ступени достигаются только на f/8.0
Фокусное 50 мм: 1,8 ступени на полностью открытой диафрагме, но уже на f/4.0 все относительно неплохо – 0,8 ступени
В положении «теле» и на полностью открытой диафрагме виньетирование превышает 2 ступени (2,2), но выраженность эффекта быстро снижается с прикрытием диафрагмы: 0,8 ступени на f/4.0 и 0,45 ступени на f/5.6
Автофокус
В приводе автофокуса используется обычный микромотор, поэтому ожидать бесшумности и мгновенности от процесса не стоит. Тем не менее, раздражения объектив не вызывает ни особой медлительностью, ни выдающейся громкостью. Звук присутствует умеренно, и если досаждает, то не громкостью, а тональностью. Скорость привычна для автофокуса с обычным микромотором в приводе: прогон занимает чуть больше 1 секунды.
Цепляется автофокус неплохо, а при использовании центральной точки фокусировки способность находить цель даже в сложных условиях вызывает уважение, но часто процесс состоит из двух ходов – предварительная фокусировка-задержка-окончательная.
К точности работы претензий нет, но с условием одной оговорки: на моем фотоаппарате фокусировка тестируемого экземпляра явно уходила во фронт. К счастью эффект был выражен примерно одинаково на всем диапазоне фокусных расстояний и проблема была поправлена внесением поправки.
Повторяемость результатов на уровне ожидаемого – промахи по вине автофокуса случаются, их количество чуть выше привычного, но не настолько, чтобы относиться к ним, как к реальной проблеме.
Отмечу, что тестовый экземпляр на удивление быстро и уверенно работает в режиме LiveView.
Хроматические аберрации
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO похвастаться особо нечем: хроматические аберрации присутствуют на всех фокусных и мало зависят от значения диафрагмы. На удивление показатели лучше в диапазоне 50 – 80 мм, чем на широком угле. Еще более удивительно то, что на реальных снимках определяемый программой уровень ХА заметен намного меньше, чем подсказывают числовые значения: для перепроверки пришлось даже сделать несколько дублей тестовых снимков. Поэтому высокие значения ХА (особенно на широком угле) нужно рассматривать с поправкой на то, что на реальных снимках они проявляются скромнее, чем можно предположить.
На фокусном 28 мм и полностью открытой диафрагме ширина хроматических аберраций в углах кадра достигает 3,3 пикселя. На f/4.0 – 3.2 пикселя, снова 3.3 на f/5.6 и 2,84 на f/8.
Значения для фокусного 35 мм: f/2.8 – 2.2 пикселя в углу кадра, f/4.0 – 2.45 пикселя, f/5.6 – 2.58 пикселя, f/8.0 – 2.09 пикселя.
Край кадра на фокусном 50 мм: f/2.8 – 1.7 пикселя, 1.92 на f/4.0, 1.97 на f/5.6 и 1.8 на f/8.
Фокусное 80 мм неожиданно неплохо: f/2.8 – 1.64 пикселя, f/4.0 – 2.06 пикселя, f/5.6 – 1.7 и 2.08 пикселя на f/8.
Окраска зон вне фокуса явно присутствует на открытых диафрагмах, сходит на нет к f/5.6.
Картинка, боке, работа в контровом свете
Tokina 28-80/2.8 AT-X умеет формировать привлекательное и нескучное изображение. Очень неплохая цветопередача; живые и насыщенные цвета не разочаруют владельца. Боке, по моему мнению, несколько перегружено, но знаю, что очень многим оно нравится, а сочетание боке с мягкостью и туманностью картинки, формируемой на открытых значениях диафрагмы в теледиапазоне, до сих пор обеспечивает модели круг поклонников и почитателей.
Работа в контровом свете и сложных условиях освещения откровенно оставляет желать: бленда в случае с героем обзора не аксессуар, а суровая необходимость – объектив способен наловить «зайцев» и переотражений в совершенно безобидных ситуациях. Об этом не стоит забывать и следить за положением источников света в кадре – бленда в случае с Tokina 28-80/2.8 AT-X совсем не панацея.
Заключение
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 – совершенно однозначно объектив на любителя. Показатели в тестах вряд способны вызвать воодушевление, но модель подкупает своим своеобразием – с ней интересно и нескучно.
К несомненным плюсам объектива можно отнести высокое качество изготовления. К минусам – слабую работу в сложных условиях освещения, высокий уровень хроматических аберраций и выраженное виньетирование.
Отношение фотолюбителей к модели различается в зависимости от предпочитаемого жанра съемки: для снимающих преимущественно портреты провал по резкости на открытых значениях диафрагмы будет компенсирован своеобразием картинки, для ищущих штатный зум на все случаи жизни необходимость постоянно прикрывать объектив до f4 – f/5.6, а для пущей уверенности до f/8.0, нивелирует фигурирующую в названии f/2.8 и удобный диапазон фокусных.
Мне Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 приглянулась, но исключительно в качестве дополнительного объектива «для души» и «изредка побаловаться»: я редко снимаю портреты и практическая ценность модели для меня крайне низка.
Примеры фотографий с Tokina AF28-80mm f/2.8 AT-X PRO
Опубликовано на сайте: http://borshec.ru
Прямая ссылка: http://borshec.ru/index.php?name=news&op=view&id=2345
|