01.07.2012 - США успешно испытали оружие, которое "не даст российским ракетам даже взлететь"
США провели очередное успешное испытание новейшей противоракеты системы ПРО морского базирования Aegis над акваторией Тихого океана, сообщило в среду на своем сайте агентство противоракетной обороны Пентагона.
Противоракета второго поколения Standard Missile — 3 (SM-3) Block IB системы ПРО Aegis, запущенная с корабля ВМС США Lake Erie в районе Гавайских островов, уничтожила учебную боеголовку баллистической ракеты среднего радиуса действия, стартовавшую с полигона на Гавайских островах.
При этом агентство ПРО отмечает высокую эффективность противоракеты, которая поразила непосредственно боеголовку, после ее отделения от носителя.
Это уже второе подряд успешное испытание этой новейшей противоракеты. В мае Standard Missile — 3 (SM-3) Block IB, запущенная с корабля ВМС США в районе Гавайских островов, поразила учебную баллистическую ракету ближнего радиуса действия. Учебная цель была запущена с ракетного полигона, расположенного на острове Кауаи (штат Гавайи).
Как отмечает агентство, это было первое испытание новейшей противоракеты и усовершенствованной системы Aegis BMD 4.0.1 морского базирования. По его данным, всего в рамках работ по программе ПРО Aegis было проведено 27 испытаний противоракет, 22 из которых были успешными.
Опять успешными названы испытания, в которых SM-3 только приблизилась к мишени, после чего мишень была дистанционно взорвана, или перехват всё же произошёл?
Как сообщалось, в рамках создания европейской системы противоракетной обороны Соединенные Штаты разместят на базе в Роте (Испания) четыре ракетных эсминца, оснащенных многофункциональной боевой информационно-управляющей системой Aegis.
В 2014 финансовом году, который начинается 1 октября 2013 года и заканчивается 30 октября 2014 года, на базу в Роте будут переведены эсминцы Ross и Donald Cook с базы в Норфолке, штат Вирджиния. В 2015 финансовом году на базу в Роте будут переведены эсминец Porter, также базирующийся в Норфолке, и эсминец Carney из Мейпорта, штат Флорида.
Эти боевые корабли будут задействованы не только в противоракетной обороне Европы, но и в случае необходимости могут быть переброшены в распоряжение Центрального командования ВС США, т.е. в регион Персидского залива и Аравийского моря, отмечают в Пентагоне.
Эти противоракеты не дадут российским ракетам даже взлететь, пугают специалисты Алексей Архипов и Вадим Борщев проанализировали все военно-технические параметры ЕвроПРО и сделали вывод, что система превратилась из оборонительной в наступательную и не даст российским ракетам даже взлететь.
"Американцы убеждают нас, что их ракета SM-3 — вещь сугубо оборонительная. Но так ли это? Вот вам пример. В США есть план развития семейства ракет SM-3 для корабельной системы боевого управления Aegis, которая обеспечивает поражение целей на суше и воде, под водой и в воздухе. И этот план чудесным образом является продолжением работ по созданию и принятию на вооружение ракеты LASM (Land Attack Standard Missile) для высокоточного поражения наземных целей на большой дальности. На удалении в 500 километров", — пояснил Архипов.
"Причем ракета SM-3 Block IB уже может перехватывать цели на космических орбитах — на высоте до 320 километров и на дальности до 770 километров", — дополнил Борщев. Таким образом, с передовых позиций у границ России американские противоракеты могут выполнять стратегические задачи даже лучше межконтинентальных ракет. Соответственно, удар может быть нанесен прямо по точке дислокации российской ракеты, и она уже не взлетит, подчеркивают специалисты.
Aegis, развертывание и совершенствование которой продолжается уже более трех десятилетий, представляет собой сложную интеллектуальную многфункциональную боевую систему. Она включает в себя РЛС с 9-сантиметровой длиной волны (S-диапазон) SPY-1, с дальностью действия 650 км, систему управления огнем, индикаторы сообщений об окружающей обстановке, цифровые линии связи для координации работы бортовых устройств, элементы искусственного интеллекта, а также противоракеты SM-3, находящиеся в установках вертикального пуска Мk 41.
Следует признать, что уже в течение ряда лет ракета SM-3 обладает статусом одной из наиболее успешных разработок, имеющихся в арсенале Агентства по ПРО США (MDA). И тому есть несколько причин. В их числе сами разработчики называют то, что в основу создания SM-3 был положен принцип test a little, learn a lot, что по-русски можно перефразировать как «семь раз отмерь, один отрежь».
Представляя собой развитие созданной еще в начале 1990-х гг. фирмой Raytheon зенитной ракеты дальнего действия SM-2 Block IV (RIM-156), ракета SM-3 (RIM-161) имеет одинаковые с ней размеры и массу. Длина обеих составляет 6,59 м, диаметр ускорителя – 533 мм, диаметр маршевой ступени – 343 мм, масса – 1500 кг. Обе ракеты оснащены одинаковыми твердотопливными ускорителями Мk 72 с четырехсопловым блоком, разгонно-маршевыми двухрежимными двигателями Мk 104, крыльями сверхмалого удлинения и раскрывающимся блоком аэродинамических рулей. Интересно, что аналогичный «модульный» принцип разработки был положен и в основу создания зенитной ракеты SM-6, способной перехватывать аэродинамические цели на дальностях до 400 км.
Различие между этими ракетами состоит в установке на SM-3 третьей ступени, в состав которой входят: доразгонный двигатель Мk 136, инерциальная секция наведения с GPS-приемником и линией обмена данными, легкий сбрасываемый обтекатель и ступень перехвата Мk 142, осуществляющая уничтожение цели путем прямого попадания.
Мk 136 представляет собой твердотопливный двигатель двукратного включения, созданный фирмой Alliant Techsystems на базе использования самых современных достижений в этой области. Он снаряжен двумя зарядами твердого топлива, разделенных барьерной системой, а его конструкция выполнена из графитоэпоксидных и углерод-углеродных композиционных материалов. Для обеспечения стабилизации и ориентации третьей ступени ракеты в процессе автономного полета в состав двигателя включена интегрированная система управления, использующая в качестве рабочего тела холодный газ.
В свою очередь, Мk 142 является самонаводящимся аппаратом, на борту которого находятся ИК-ГСН с криогенным блоком, несколько процессоров, твердотопливная двигательная установка маневрирования и ориентации (DACS), источник электропитания и ряд других подсистем.
Как сообщается, «штатные» дальность действия и высота перехвата SM-3 Block IА составляют соответственно 600 и 160 км, максимальная скорость 3-3,5 км/с, что обеспечивает кинетическую энергию соударения ступени перехвата с целью до 125-130 мДж. В феврале 2008 г. после соответствующей подготовки этот вариант ракеты был использован для уничтожения на высоте 247 км вышедшего из под контроля спутника USA-193. Стоимость этой стрельбы составила $112,4 млн.
В настоящее время ведется серийное производство SM-3 Block IА, при этом стоимость одной ракеты составляет $9,5-10 млн.
В целом, к 2013 г. планируется изготовить 147 ракет SM-3 вариантов Block IА и Block IВ, из которых 133 будут развернуты в составе систем ПРО – на 16 кораблях в Тихом океане и на 11 – в Атлантическом. Остальные будут использоваться для проведения испытаний. К 2016 г. количество противоракет предполагается довести до 249.
Другими отличиями ракеты станет ее оснащение ступенью перехвата увеличенного диаметра, усовершенствованной ИК-ГСН и более эффективной DACS. Также на SM-3 Block IIА будет установлены створчатый носовой обтекатель и аэродинамические поверхности уменьшенных размеров.
Использование в составе SM-3 Block IIА разгонно-маршевого двигателя больших размеров обеспечит прирост конечной скорости ракеты на 45-60%, или до 4.3-5,6 км/с (поэтому этот вариант также называют High Velocity – «высокоскоростным»), а дальность действия до 1000 км. В свою очередь, увеличение размеров ракеты приведет к более чем полуторакратному увеличению ее стартовой массы.
Полная стоимость разработки SM-3 Block IIA может составить $3,1 млрд. (стоимость первых образцов ракеты до $37 млн.), причем в нее также может быть включен ряд работ, ранее выполнявшихся Агентством по ПРО по программе создания миниатюрной ступени перехвата MKV (Miniature Kinetic Vehicle), которая будет конкурировать с разрабатываемой в настоящее время для перспективных вариантов SM-3 ступенью перехвата UKV (Unitary Kinetic Vehicle).
Как ожидается, первый пуск SM-3 Block IIA состоится в июле 2014 г. В случае успешных испытаний оперативное развертывание этих противоракет начнется в 2015 г., а полномасштабное – в 2018 г.
В целом, уже сегодня системой Aegis, модернизированной для решения задач ПРО, оснащены 18 кораблей ВМС США. В дальнейшем предполагается, что различными вариантами SM-3 будут оснащены все эсминцы типа Arleigh Burke и значительная часть крейсеров типа Ticonderoga – всего 65 кораблей. Принято решение и об оснащении аналогичной системой новых эсминцев типа Zumwalt. Следует учитывать и наличие потенциальной возможности по дополнительному оснащению ракетами SM-3 кораблей ВМС Японии (6 единиц), что в настоящее время уже осуществляется, Южной Кореи (3 единицы), Австралии (3 единицы), Испании (6 единиц) и Норвегии (4 единицы).
Пока же компания EADS Astrium выступила с предложением начать финансирование разработки противоракеты Exoguard, а группа фирм в составе MBDA, Thales и Safran – создание системы ПРО на основе противоракеты Aster и новых РЛС GS1000 и GS1500.
При этом, по расчетам Thales и MBDA, на создание системы ПРО, предназначенной для борьбы с баллистическими ракетами с дальностью стрельбы до 3000 км, в течение ближайших десяти лет потребуются инвестиции в размере до 5 млрд. евро. Примерно столько обошлась Украине подготовка Евро-2012