Бриф (от англ. brief — инструкция, сводка) — краткая письменная форма анкеты, которая составляется между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего медийного или какого-либо иного проекта.
Кому он нужен
Для начала нужно определить, кому и зачем нужно составлять бриф. Во времена, когда я только думал, как бы подойти к удалённой работе, составлять бриф не входило в джентельменский набор фотографа фрилансера. А значит, и делать это умели совсем немногие. И совершенно напрасно, ведь правильно составленный и в последствии заполненный бриф экономит фотографу, ретушору, видеоператору и прочим творческим людям большое количество нервов и времени, какое сопоставимо с выполнением другого проекта.
Хотите, чтобы на выполнение задание уходило вдвое меньше времени? Тогда всегда начинайте работу над новым заданием с предложения заказчику уделить полчаса на заполнение вашего списка вопросов. Чем четче и детальнее заказчик напишет ответы, тем легче вам потом будет выполнить поставленную задачу.
Зачем составлять бриф
Забудьте о часовых переписках в скайпе. Читать килобайты текста это не наш метод. При возникновении любых неясных ситуаций всегда обращайтесь к брифу, а не в историю переписки. И предлагайте делать тоже самое клиенту.
Для этого при составлении списка вопросов постарайтесь учесть все возможные аспекты, которые возникают у вас в работе над похожими проектами.
Каким бывает бриф
Я бы разделил брифы на три типа:
- бумажный
- электронный документ
- интерактивная форма
Если вы встречаетесь с заказчиком лично, можно отдать предпочтение бумажному или совместно заполнить электронный вариант анкеты.
Обязательно поставьте в анкете дату заполнения и добейтесь того, что бы клиент подписал заполненный бриф.
Как составить бриф
Подготовьте список вопросов, на которые вам необходимо получить однозначные подробные ответы, чтобы взяться за проект. Вспомните, о чём чаще всего вы спрашивали заказчика.
Составив список вопросов, убедитесь, что пунктов в нём достаточно и нет ничего лишнего. Если пунктов больше десяти, сгруппируйте их по категориям: финансовые, технические, остальные…
Учитывайте, кто будет отвечать на вопросы. Если имеете дело с коллегой «по цеху», это упрощает задачу. Если нужно иметь дело с заказчиком, далёким от технических вопросов, старайтесь избегать сложной терминологии и сленга.
Также оставьте большое пустое поле для комментариев, где в свободной форме заказчик сможет добавить что-то от себя. Обратите на этот пункт особое внимание: клиент таким образом сам подскажет вам, каких вопросов не хватает в основном брифе. Если так, добавьте их в следующий раз.
Главный критерий — отсутствие пустых полей в заполненном брифе. Идеально составленный бриф это документ, в котором на все вопросы есть ответы и поле комментариев пустое или почти пустое. Такой бриф можно брать в работу и заниматься проектом, а не выяснением деталей.
Требуйте примеры
Неизменный пункт — попросите заказчика показать вам несколько примеров удачной по его мнению реализации похожей задачи другими исполнителями или похожие решения у конкурентов. Так вы сможете составить более полную картину, что есть хорошо и что есть плохо.
Составляйте свой бриф и спрашивайте у клиента, всё ли ясно. Если нет, совершенствуйте его пока не получите вариант, который будет понятен даже человеку, далёкому от вашей области знаний.
Пример
Бриф фотошколы "Миг" на проведение фотосъемки