О штрафах за превышения скорости на трассах в зоне ремонтных работ автомобилисты активно рассказывают в социальных сетях и на профильных форумах. Постановления приходят даже со столичного МКАД, где разрешена скорость 100 км/ч. Например — одного из водителей оштрафовали на 500 рублей за движение со скоростью 88 км/ч. Другому водителю каршеринга выписали штраф в 2000 рублей за повторное превышение на 40–60 километров в час — оказалось, что кто-то чуть раньше уже нарушил скоростной режим на этой же машине. В обоих случаях дорожные камеры зафиксировали превышение в зоне действия временных дорожных знаков, которые поставили на ремонтируемых участках кольцевой дороги.
Как объяснил в беседе с корреспондентом Журнала Авто.ру представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке и обслуживании дорожных камер) Сергей Кусов, на дорогах регулярно появляются всё более современные комплексы фото- и видеофиксации. Их, в отличие от старых моделей, не нужно настраивать вручную. Достаточно обновить параметры через общую систему управления, и все отмеченные камеры на нужном отрезке дороги будут считать превышение скорости с учётом новых ограничений. Для понимания масштабов: только на МКАД в 2021 году установили 1,3 тысячи новых камер!
Эксперт признал, что автомобилисты редко притормаживают перед временными знаками, особенно когда дорога не перекрыта и нет визуальных причин ехать медленнее. Однако в этих местах тоже могут стоять камеры — обычно речь идёт о передвижных комплексах на базе автомобилей ЦОДД или специальных Lada зелёного цвета с комплексами на крышах (такие чаще встречаются в Подмосковье).
«Раньше при настройке камер многое приходилось делать вручную. Представьте: идёт ремонт, полосы перекрыты, и ещё приезжает специальный автомобиль, рабочие залезают на столб и перенастраивают эти камеры, — объяснил Кусов. — Проще было эти камеры на время отключить. И если весь поток ехал быстрее, чем того требовали знаки, то штрафы автомобилистам не приходили. Так было в 2017–2018 годах».
Теперь же, по словам Кусова, в московском ЦОДД или в региональных ЦАФАПах достаточно удалённо изменить настройки и камеры заработают по-новому. «Раньше шансов получить такой штраф просто не было, а теперь количество "умных" камер возросло. Они покрывают такие площади, на которых регулярно проходит ремонт, и никаких сложностей с их быстрой перенастройкой нет. Такие возможности есть во всех регионах, где установлены современные комплексы», — утверждает Кусов.
При этом эксперт отметил, что водители начинают привыкать притормаживать перед временными ограничениями. «Жалобы возникают, только если ремонт уже провели, вся техника уехала, а камера осталась работать с прежними настройками. Но это вопрос к операторам и дорожным службам», — заключил Кусов.
Кто и как меняет скоростной режим
Как объяснили Журналу Авто.ру в Ассоциации производителей дорожных камер «Око», до начала проведения на дорогах ремонтных работ разрабатывается специальный проект организации дорожного движения. Документ включает в себя схему расстановки всех временно необходимых дорожных знаков.
«Операторы перенастраивают режим работы комплексов фотовидеофиксации нарушений на основании распоряжения ГИБДД в каждом конкретном случае. В некоторых случаях, когда на участке проведения ремонтных работ фиксируют рост аварийности, ГИБДД требует в этих местах установить передвижные комплексы фотовидеофиксации. В документе ГИБДД указывает конкретное место установки комплекса, а также контролируемую скорость. Это делают для обеспечения безопасности дорожного движения», — рассказали в «Око».
Специалисты также уточнили, что во время ремонтных работ обычно меняются дорожные условия: часть дороги может быть перекрыта, и водителям при проезде такого участка необходимо проявлять особую осторожность и внимательность. «В первую очередь важно соблюдать скоростной режим и выполнять требования, предписанные временными дорожными знаками и разметкой. Важно помнить, что превышать скорость запрещено независимо от того, установлен на дороге постоянный дорожный знак или временный», — предупредили в «Око».
В свою очередь, представитель компании «Астралаб» (тоже специализируется на производстве новых моделей камер и программного обеспечения для них) Сергей Ласкин уточнил, что операторы (ЦАФАП или ЦОДД) могут оперативно изменять требования к фиксации и диапазоны ограничений на разных отрезках. Информацию о том, что ремонт окончен, операторы получают из плана организации движения.
«В плане организации движения (ПОД) прописано всё: дорожные знаки, ограждения, разметка. Временные ограничения также вносят в этот ПОД. Например, с 1 апреля по 5 апреля 2022 года на таком-то километре стоит временный знак "80", потом "60", потом "40". Любой водитель имеет право запросить этот документ», — сказал Ласкин.
Когда штрафы за временные знаки можно оспорить
На законодательном уровне возможность фиксировать нарушения требований временных дорожных знаков с помощью камер появилась давно. Ещё в 2017 году МВД утвердило новый регламент работы для сотрудников, в котором предусмотрели норму об оформлении постановлений на основе автоматической фиксации. А в 2018 году Верховный суд подтвердил законность таких штрафов.
Как указал Верховный суд, норма о том, что водители должны соблюдать требования таких знаков, есть в ПДД, и предусмотренные КоАП составы административных правонарушений не исключают фиксацию с помощью камер. «Жёлтый фон на знаке 3.24, установленном в месте производства дорожных работ, означает, что он является временным. В случаях, если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками», — говорится в решении ВС.
Юрист Дмитрий Дугин также уточнил, что повод оспорить такой штраф у водителей есть только в тех случаях, когда по документам ремонт был закончен, а перенастроить камеры операторы забыли. Либо если камера зафиксировала аномально высокую скорость для автомобиля и есть претензии к качеству работы устройства.
«Есть несколько ситуаций, когда такие штрафы незаконны. Например, ремонт закончен, временные знаки сняты, а камеры фиксируют уже несуществующие нарушения. Тогда водитель должен написать жалобу в ГИБДД и обязательно потребовать, чтобы там запросили документы о времени проведения ремонтных работ у дорожных служб. В случае отказа отменить штраф в ГИБДД должны это решение мотивировать», — объяснил Дугин.
По его словам, если в ГИБДД не проведут проверку и просто откажут в отмене штрафа, на это обязательно стоит указать при обращении в суд — и потребовать отмены постановления в связи с недоказанностью вины автомобилиста. «Теоретически сам водитель может обратиться к проводившему ремонт подрядчику, запросить тот самый план организации дорожного движения, но это может занять гораздо больше 10 дней, отведённых на обжалование постановления», — пояснил Дугин.
Также эксперт признал: даже если фактически ремонт вроде бы закончен, но при этом на дороге стоят временные знаки, лучше перестраховаться. «Работы могут идти "на бумаге", то есть ремонт может быть закончен, но по документам он согласован на более продолжительное время. Или же техника и рабочие приезжают только в определённое время, они же не обязаны сидеть и дежурить там постоянно. Поработали, уехали, на следующий день вернулись, знаки висят, тогда всё законно», — считает юрист.