Опрос, проведенный TAdviser, показал, что 70% организаций крупного бизнеса и государственного сектора в России намереваются провести миграцию с используемых решений для управления базами данных на альтернативные системы.
Для выполнения задач исследования был проведен опрос 100 респондентов — ИТ-руководителей федеральных и региональных ведомств, а также компаний крупного бизнеса из различных отраслей экономики РФ: финансы, телеком, промышленность, транспорт, энергетика и ЖКХ, нефтегаз.
Опрос показал, что наиболее популярными СУБД в крупном бизнесе и государственном секторе являются Oracle (52%), Microsoft SQL (27%) и PostgreSQL (21%). При этом более 70% опрошенных организаций планируют миграцию с используемых СУБД в ближайшие 3 года, либо рассматривают такую возможность (в том числе 86% из опрошенных госорганизаций, включая госкорпорации, а также 66% респондентов, представляющих крупный частный бизнес – в первую очередь крупные промышленные компании, предприятия транспорта и энергетики).
Основные предпосылки для перехода на альтернативную СУБД – это обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов и правительственных директив (80%), а также обеспечение необходимого уровня безопасности (72%), отмечают респонденты.
Наиболее значимыми характеристиками СУБД участники опроса считают производительность (включая подтвержденные результаты работы под промышленной нагрузкой), надежность и безопасность. Также крупным организациям важны качественная техподдержка и масштабируемость при возможности экономии издержек (в том числе, на лицензионных платежах).
Прежде всего важна глубокая техническая поддержка СУБД со стороны производителя и интеграторов – особенно, когда возникают вопросы недостаточной производительности или ошибки на уровне СУБД. Также важно наличие отраслевого и общего опыта использования альтернативных СУБД в решениях того или иного класса, – отмечает Игорь Норвейшис, директор департамента информационных технологий компании «Россети».
Для нас главные критерии при выборе замещающей СУБД – это высокая производительность и надежность, чтобы обеспечить соблюдение требований к качеству, скорости, эффективности и безопасности предоставления госуслуг», – добавляет Евгений Турчак, начальник Департамента организации предоставления государственных услуг и цифрового развития ПФР.
К основным сложностям при замене СУБД большинство респондентов относят трудоемкость и высокую стоимость процесса миграции, включая организационные сложности – в части обучения персонала и изменения текущих процессов.
Не все существующие на рынке решения имеют возможность работы с любой СУБД. Отсутствует достаточное количество сертифицированных специалистов, в достаточной мере опыт применения альтернативных решений», – говорит Игорь Норвейшис, директор департамента информационных технологий компании «Россети».
Ввиду того, что работу в информационной системе ведут пользователи из разных часовых поясов (от Камчатки до Калининграда), время простоя при переносе данных из одной СУБД в другую критично важно при принятии решения о миграции», – добавляет Павел Чащин, замглавы Федеральной Кадастровой палаты Росреестра.
Основные трудности при переходе на другую СУБД – необходимость изменения текущих процессов (процесс разработки, обработки и анализа данных, загрузка результата в систему отчетности) в крупных масштабах и длительный период новой разработки (чем дольше — тем выше трудозатраты)», – отмечает Евгений Давыдов, начальник управления продукта «Большие Данные» ДИТ Москвы.
84% опрошенных организаций знакомы с российской СУБД Postgres Pro, а 17% уже используют это решение. К основным преимуществам российской СУБД Postgres Pro респонденты относят такие характеристики, как безопасность и стоимость.
К сожалению, в свете последних разъяснений регуляторов это не так. Использование свободно-распространяемого ПО, которое не развивается и не поддерживается российской компанией, может создавать большие риски. Ряд заказчиков, несмотря на их заявления, пока находятся только на этапе обсуждения и только собираются начать тестирование российской СУБД. Мы продолжаем надеяться на успешное сотрудничество, в частности, с ФТС, Федеральным Казначейством, Россетями, ПФР, ФСК.