Статьи
|
Противокорабельный ракетный комплекс П-500
Противокорабельный ракетный комплекс "Базальт" предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные.
Тактико-технические данные комплекса П-500 "Базальт":
• Скорость полета, M: 2
• Дальность пуска максимальная, км: 550
• Масса взрывчатого вещества боевой части, кг: 500
• Длина ракеты, мм: 11700
• Размах крыла, мм: 2600
• Масса ракеты на старте, кг: 4800
Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 "Базальт" началась в ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 от 28.02.1963 г. Эскизный проект П-500 закончен в декабре 1963 года. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. в Неноксе. Ракета 4К77 без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49. Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 г. перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). В 1974 г. успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс "Базальт" в 1975 г. приняли на вооружение атомных ПЛ пр.675 для замены комплекса П-6.
Противокорабельный ракетный комплекс "Базальт" предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс создавался для замены П-6 и имел приблизительно те же весогабаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 также была подобна П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть (350 кт). Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера.
На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на головки самонаведения зенитных ракет противника и обеспечивала неуязвимость ракет в зоне ПВО атакуемого корабля.
Целеуказание "Базальта" обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) "Легенда". Для П-500 ЦНИИ "Гранит" разработал систему управления "Аргон", в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина.
Ракета "Базальт" была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции ракеты. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание. Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С. Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах.
Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 г. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД.
Комплекс противокорабельного оружия "Базальт" по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения.
"Базальт" явилась последней лодочной ракетой, запускавшейся в надводном положении. Это было своеобразной "платой" за возможность перевооружения носителя новым ракетным оружием. Как и у П-6, "Базальт" имел профиль полета "большая высота-малая высота", но в отличие от П-6 длина конечного участка ("малая высота") была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена. Повышенная помехозащищенность ракеты позволяла при стрельбе залпом осуществлять избирательное поражение главных целей атакуемого корабельного соединения (как правило, это был авианосец). Для облегчения преодоления ближнего рубежа противоракетного оружия надводных кораблей ракету частично бронировали.
Под комплекс "Базальт" было переоборудовано девять атомных подлодок проекта 675 (675МК). Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс. Необходимо отметить, что в дальнейшем создали модификацию комплекса - ракета 4К80 стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета. Этот комплекс также установили на ПЛ практически без доработок носителя.
В 1977 году "Базальт" принимался на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) типа "Киев" пр. 1143. Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные ПУ с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер "Баку" имел шесть спаренных установок. В 80-е годы этим комплексом вооружили ракетные крейсера типа "Слава" (пр.1164). Крейсер проекта 1164 несет 16 противокорабельных ракет П-500.
Пуски осуществляются одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное применение КР на полную дальность требует наличие выносных пунктов целеуказания (космические аппараты, самолеты Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ-1 "Успех"/"Успех-У"), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, необходимо их массированное применение.
При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, может управлять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с одновременной передачей данных на другие ракеты) обнаруженных целей. Другой режим при залповой стрельбе предусматривает следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в режиме радиомолчания с использованием активной головки радиолокационного самонаведения только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе может быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.
Тактико-технические данные комплекса П-1000 "Вулкан":
• Скорость полета, M: 2
• Дальность пуска максимальная, км: 550
• Масса взрывчатого вещества боевой части, кг: 500
• Длина ракеты, мм: 11700
• Размах крыла, мм: 2600
• Масса ракеты на старте, кг: 4800
Разработка комплекса П-1000 "Вулкан" была начата в соответствии с правительственным постановлением от 17 мая 1979 г.
ПКР 3М-70 имела аналогичный П-500 турбореактивный двигатель, однако за счет использования более мощной стартово-разгонной ступени (СРС) с управляемыми соплами, а также более современных конструкционных материалов (в частности, титановых сплавов), а также ослабления броневой защиты имела увеличенную до 700 км дальность.
Первый испытательный пуск с наземного стенда произведен в 1983 г. Испытания с АПЛ проекта 675МКВ начались в декабре 1983 г.
Разработка СУ и КПА "Вулкан" завершилась в 1985 г. Комплекс ПКР "Вулкан" (П-1000) поступил на вооружение в 1987 году.
На крейсере "Варяг" ("Червона Украина") пр.1164, вступившем в строй 16 октября 1989 г., вместо ПКР "Базальт" были установлены ракеты "Вулкан". Предполагалась аналогичная замена и для предыдущих кораблей проекта, что впоследствии и было произведено на крейсере "Москва" во время модернизации. Перезарядка комплекса "Вулкан" производится только на базах кораблей, т.к. представляет из себя довольно трудоемкую операцию.
Серийное производство ракет 3М-70 велось на ПО "Стрела" (г.Оренбург).
Дополнительно по данной категории
06.12.2012 - Пиролиз | |
23.11.2012 - ПДВ | |
21.11.2012 - Плазма | |
01.07.2012 - ПРО | |
08.05.2012 - ПДК (предельно допустимая концентрация) |